Лекции и учебные пособия по системному анализу

Системный анализ

«Введение в системный анализ и моделирование»

В. М. Казиев

Оглавление    
Глава 2.3, «Мера сложности системы» Глава 2.5, «Эволюция и устойчивость систем»

2.4 Управление в системе и управление системой

Управление в системе — внутренняя функция системы, осуществляемая в системе независимо от того, каким образом, какими элементами системы она должна выполняться.

Управление системой — выполнение внешних функций управления, обеспечивающих необходимые условия функционирования системы.

Управление системой (в системе) используется для различных целей:

  1. увеличения скорости передачи сообщений;
  2. увеличения объема передаваемых сообщений;
  3. уменьшения времени обработки сообщений;
  4. увеличения степени сжатия сообщений;
  5. увеличения (модификации) связей системы;
  6. увеличения информации (информированности).

Общая схема управления системой

Рис. Общая схема управления системой

Если число возможных состояний системы S равно N, то общее количество разнообразия системы (мера выбора в системе — см. ниже информационные меры) равно V(N) = log2(N).

Пусть управляемая система обладает разнообразием V(N1), а управляющая — V(N2). Цель управляющей системы — уменьшить значение V(N1) за счет изменения V(N2). В свою же очередь, изменение V(N1), как правило, влечет изменение и V(N2), а именно, управляющая система может эффективно выполнять присущие ей функции управления лишь при условии, если верно неравенство: V(N2) >= V(N1).

Это неравенство выражает принцип (Эшби) необходимого разнообразия управляемой системы: управляющая подсистема системы должна иметь более высокий уровень организации (или большее разнообразие, больший выбор), чем управляемая подсистема, т.е. многообразие может быть управляемо (разрушено) лишь многообразием.

Пример. Менеджер фирмы должен быть более подготовлен, более грамотен, организован, свободен в своих решениях, чем, например, продавец фирмы. Малые, средние фирмы, ООО, АО — необходимый фактор разнообразия, успешного развития бизнеса, так как они более динамичны, гибки, адаптируемы к рынку. В развитых рыночных системах они имеют больший вес, например, в США  доля крупных корпорации не более 10 % .

Функции и задачи управления системой:

  1. Организация системы — полное, качественное выделение подсистем, описание их взаимодействий и структуры системы (как линейной, так и иерархической, сетевой или матричной).
  2. Прогнозирование поведения системы т.е. исследование будущего системы.
  3. Планирование (координация во времени, в пространстве, по информации) ресурсов и элементов, подсистем и структуры системы, необходимых (достаточных, — в случае оптимального планирования) для достижения цели системы.
  4. Учет и контроль ресурсов, приводящих к тем или иным желаемым состояниям системы.
  5. Регулирование — адаптация и приспособление системы к изменениям внешней среды.
  6. Реализация тех или иных спланированных состояний, решений.

Функции и задачи управления системой взаимосвязаны, а также взаимозависимы.

Пример. Нельзя, например, осуществлять полное планирование в экономической системе без прогнозирования, учета и контроля ресурсов, без анализа спроса и предложения — основных регуляторов рынка. Экономика любого государства — всегда управляемая система, хотя подсистемы управления могут быть организованы по-разному, иметь различные элементы, цели, структуру, отношения.

Выявление управляющих параметров и их использование для управления системой может также уменьшить сложность системы. В свою очередь, уменьшение сложности системы может сделать систему полностью управляемой.

Чем многообразнее входные сигналы (параметры) системы, число различных состояний системы, тем многообразнее обычно выходные сигналы, сложнее система, тем актуальнее проблема поиска инвариантов управления.

Лабораторная работа N4

Оглавление    
Глава 2.3, «Мера сложности системы» Глава 2.5, «Эволюция и устойчивость систем»