Лекции и учебные пособия по системному анализу

Системный анализ

«Основы системного анализа» (В. Н. Спицнадель)
Презентации

«Основы системного анализа»

В. Н. Спицнадель

Оглавление    
Глава 3, «Теория и практика реализации системного анализа. Рабочие этапы реализации системного анализа» Глава 3.3, «Теория циклов»

Глава 3.2, Цикл как фундамент мироздания

Цикл — это бог.

Ю. Соколов

Современная фундаментальная наука находится в методологическом кризисе. С каждым годом этот кризис усиливается. Суть дела заключается в том, что общие методы научного познания уже не только не работают, но и зачастую заводят ученых в тупик при решении тех или иных проблем [Соколов Ю. // Российская газ. 1993. 22 окт.].

Методологический кризис, безусловно, возник не сразу, а имеет свою предысторию. Как это все началось?

В 1867 г. К. Маркс издал первый том своего огромного сочинения «Капитал». В «Капитале» К. Маркс применил новый метод научного исследования — диалектику. Это позволило ему решить те проблемы, которые не могли решить ученые-экономисты до него. Философы-марксисты взяли на вооружение диалектику как метод научного исследования, но только формально. Формализм заключался в том, что этот метод только декларировался, но ни разу не заработал. «Диалектическое оружие» почему-то не стреляло. И дело заключалось здесь не в том, что оно в принципе не могло стрелять. Дело заключалось в том, что никто не знал, как оно устроено и как из него стрелять. Диалектика, таким образом, в интерпретации философов-марксистов была понята как работающий метод познания.

Фрагмент дерева целей

Схема 3.1 — Фрагмент дерева целей [Краткий экономико-математический словарь. М.: Наука, 1979]

Ситуация, которая складывалась на методологическом фронте, заставила ученых искать другие возможности, другие методы анализа природы. Мы все помним, как в 80-е годы возник бум системных исследований. Казалось, что системщики дадут нам реально работающий универсальный метод познания. Увы, эти надежды не сбылись. Системные исследования постепенно пошли на спад. Причины этого объективные (биологические) и субъективные (отсутствие соответствующей подготовки) (Ю. Соколов).

Поиски новой методологии шли в несколько ином направлении. Речь идет о возникновении и развитии такой междисциплинарной науки, как синергетика. Возникнув на стыке физики, математики и философии, синергетика, безусловно, позволяет взглянуть на природу с новых позиций. Сегодня эта наука имеет определенную методологическую ценность. Однако если говорить, в общем, то синергетика не дает принципиального рывка в методологической области. Сегодня в науке сложилась ситуация, когда полумеры в методологии вряд ли помогут. Сегодня нужна новая, революционная методология. Нужна такая методология, которая позволила бы кардинально изменить способы, принципы анализа природы, кардинально изменить общую научную картину мира [Циклы, или Начало научной революции // Ваше право. 1994. N 12].

И вот здесь перед нами возникает вопрос — что делать в этой ситуации? Как найти верную дорогу, чтобы она вывела на создание подлинно работающего метода познания?

Чтобы четко и ясно ответить на этот вопрос, необходимо обратиться, на наш взгляд, на вековые философские традиции. Если мы проанализируем философские системы, начиная с древности и вплоть до грандиозной философской системы Гегеля, т.е. за период 2500 лет, то обнаружим, что почти все крупные философы ставили перед собой задачу поиска первоосновы мира. Особенно остро этот вопрос стал в философских системах Древней Греции. Проблема эта, несмотря на упорные усилия, не была решена. После Гегеля эту задачу перед собой никто почти не ставил и, естественно, не решал.

Представим себе, что Мироздание имеет первооснову, имеет некий первокирпичик, из которого построено все сущее. Представим далее, что мы знаем, как устроено это начало, т.е. имеем теорию, которая описывает все закономерности устройства элементарного «атома» природы. В этом случае теория этого начала будет являться методом познания природы. Мы думаем, что именно такой путь приведет нас к созданию революционной методологии.

Но если это так, то дело за малым — отыскать это первоначало, первопричину, «первоатом» природы (Ю. Соколов).

В 1985 г. теория первоначала появилась. Речь идет о теории цикла. Природа имеет первоначало, и оно выступает как универсальная и абсолютная схема, структура любого взаимодействия природы. Структура мира одновременно есть структура пространства — времени Вселенной. Установлена природа цикла как элементарного атома взаимодействия тел, любых процессов в природе. Цикл есть материалистическое толкование Бога как выражение универсального и абсолютного космического порядка. Циклы — как бы элементарный строительный материал, кирпичики, из которых состоит все сущее! Это беспрерывная взаимосвязь и взаимодействие всего со всем. Все и вся живут в системе повторяющихся колебаний, подъемов и спадов, у всего есть свой цикл: рождение, развитие, умирание... Человеческие цивилизации тоже рождались и умирали сотни раз.

Мир предстает в этой теории как система взаимосвязанных циклов-взаимодействий. Цикл выступает как упорядочивающий фактор мироздания, вступает как единый и универсальный закон бытия. Все законы диалектики органично вписались в теорию цикла. Более того, центральная идея диалектики о противоречивости объективного мира стала центральной идеей теории цикла. На основе этой теории были предложены нетрадиционные решения некоторых проблем физики, химии, биологии и философии.

Теория цикла есть золотой ключик, которым можно открыть любую дверь. Например, ее авторы считают, что теория цикла и есть единая теория поля. Удалось рассчитать константу кулоновского взаимодействия на основе только гравитационной постоянной и постоянной Планка и тем самым, что называется, прямо-таки на пальцах доказать единство гравитации и электромагнетизма, не привлекая к этому доказательству сложные теории. Например, теорию пятимерной структуры пространства — времени, которую даже не все физики воспринимают.

Или в химии — конец периодической системы заложен в ее начале. Система начинается с водорода, она и заканчивается своей противоположностью — антиводородом. Модно даже указать порядковый номер конечного элемента. Им будет химический элемент с порядковым номером 117, за ним последует антиводород и все последующие элементы, и эта цепь, в свою очередь, замыкается на водороде.

Свежий пример. Недавно Сергей Хмыров, ученый-геолог из Донецка, открыл спиральную циркуляцию мантии Земли, которая создает строго закономерный геологический образ нашей планеты. Если мысленно разрезать нашу Землю по экватору, а затем повернуть Южное полушарие на 180°, то геологическая структура полушарий окажется зеркально симметричной, т.е. все цепи хребтов, разломов, впадин, других складок на теле Земли в Северном полушарии имеют двойников в Южном. Это открытие как яркая иллюстрация теории циклов дает возможность понять природу и закономерность всех геологических движений — мантии, коры, континентов...

Самой благодарной и впечатляющей областью применения теории является медицина, поскольку человек представляет собой систему взаимосвязанных циклов — циклов печени, сердца, легких и т.д. Болезнь любого органа можно представить как сбой его цикла. Но ведь можно промерить индивидуальный цикл заболевшего органа и с помощью также индивидуально подобранной вибрации устранить этот сбой — вот и все лечение.

Между прочим, лечение рака будет наиболее простым процессом, ведь рак — сбой работы всего лишь одной клетки. К слову, на основе теории ставропольский врач Илья Козловский разработал очень эффективный метод лечения гипертонических заболеваний, которые не поддаются традиционным методам лечения. Интеллектуальный банк Томского университета выдал Козловскому патент на авторство этого метода (Ю. Соколов).

Теория циклов как философская модель открывает путь к поистине безграничному познанию. Если бы человечество взяло ее на вооружение, произошла бы колоссальная научная революция, масштабы и следствия которой не имеют аналогов. Ведь нынешние инструменты познания мира, его общие методы давно не работают. Вот почему в таких важных сферах науки, как физика, химия, биология добываемые учеными новые знания не укладываются в схемы существующих философских систем, вступая с ними в противоречие, тем самым, доказывая их методологическую несостоятельность. Принять теорию цикла для человечества означало бы приблизиться к пониманию Бога как универсального космического порядка. Тем более что циклический метод анализа реальности имеет богатую и славную историю. Циклы фиксировались Гераклитом в Древней Греции, древние врачи прекрасно разбирались в циклах и ритмах человеческого организма, многие мировые религии уделяли пристальное внимание цикличности мироздания. Например, в Святой Троице. Ведь цикл по своей структуре — триада, т.е. два полюса противоречий и связь между ними. Повторяющийся сюжет на фресках многих народов мира — змея, кусающая себя за хвост,— это выраженная через художественный образ структура времени — кольца. Описание цикла есть во всех великих религиозных учениях.

В более поздние времена циклистами были А. Тойнби и О. Шпенглер. Славную циклическую традицию имеет Россия. Достаточно назвать имена Н.Д. Кондратьева, А.Л. Чижевского, Л.Н. Гумилева.

Оглавление    
Глава 3, «Теория и практика реализации системного анализа. Рабочие этапы реализации системного анализа» Глава 3.3, «Теория циклов»


Система Orphus

Яндекс.Метрика