Лекции и учебные пособия по системному анализу

Системный анализ

«Теория систем и системный анализ»

Ю. П. Сурмин

Оглавление    
    Глава 1: История возникновения и становления системного подхода, «Сущность и основные характеристики системности»

Введение

Система — слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении — порядок, определенный правильным расположением частей и их взаимосвязями. В настоящее время термин «система» относится к наиболее употребляемых. Это объясняется тем, что за ним стоит развитая методологическая традиция, которая характеризирует сложившийся в течение всей интеллектуальной истории человечества, и особенно в последние десятилетия, очень эффективный стиль мышления. Системное мышление — это мышление современного человека. Что оно означает? Углубленный ответ на данный вопрос можно получить, прочитав эту книгу. Если же отвечать обобщенно, то системный стиль мышления, или системный подход? представляет собой специфическое содержание, аспект, принцип мышления, при котором категория «система» применяется в качестве метода, инструмента познания.

Термин «системный подход» содержательно отражает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин и общенаучных концепций, являются результатом их междисциплинарного синтеза. Использование системного подхода в науке стимулируется также успехом частных системных теорий в других областях знаний, развитием кибернетики и общественных наук.

Системный подход — эффективный способ мыслительной деятельности, обеспечивший значительные открытия в науке, изобретения в технике и достижения в производстве во второй половине ХХ ст. Это предопределяет постоянное внимание к нему со стороны интеллектуалов. Без владения этим методом невозможны творческая самореализация, профессиональная деятельность. Вместе с тем возрастающая потребность в системном мышлении требует специального изучения в высших учебных заведениях дисциплины «Теория систем и системный анализ». Однако сама теория систем недостаточно систематизирована и подготовлена для преподавания.

Данное учебное пособие представляет собой один из возможных вариантов изложения курса «Теория систем и системный анализ». По нашему мнению, в странах СНГ наблюдается серьезный кризис образования, который заключается в том, что оно ориентировано на знания, умения и навыки, но не на понимание. Схема хороша для подготовки промышленного рабочего, водителя, летчика, но малоэффективна в обучении инженера, менеджера, экономиста, социолога и т.п., поскольку в этих профессиях важны не просто знания, а их системность и понимание. Скорее всего здесь будет эффективна формула — знание, понимание, умение. Она акцентирует внимание не на том, чтобы знать, а чтобы понимать и понимаемое применять. Современное же обучение напоминает хождение вокруг предмета и бесконечное его описание. От этого понимание предмета изменяется очень медленно, а знание остается поверхностным. И жизнедеятельность студента превращается либо в затянувшийся отдых, а с ним и в замедленное интеллектуальное развитие, либо в каторгу запоминания, на которую толкает рост профессиональной информации. В учебниках очень мало внимания уделяется методам науки, особенностям ее парадигмы, доминирует ориентация на описательные знания. Отсюда в образовании постоянно обостряется потребность в освоении студентами методов. Предлагаемая книга представляет собой попытку уменьшения методологического дефицита посредством подробного изложения только одного метода — системного подхода в качестве главного достижения методологии.

Без системного подхода не обходится ныне ни одна сфера высокопрофессиональной деятельности. Можно с уверенностью констатировать, что многие ошибки в управлении государством вызваны тем, что государственные служащие и служащие местного самоуправления не владеют ни теорией систем, ни системным анализом. Важные решения принимаются нередко по принципу подброшенной монеты, без видения их воздействия на различные подсистемы сложного и взаимосвязанного общественного организма. Экономика и ее важнейшие составляющие бизнес и финансы отличаются незначительным инновационным тонусом, который сдерживается самим персоналом. Менеджеры, руководители фирм, директора предприятий, финансисты практически не знакомы с принципами управления сложными саморазвивающимися системами. Задачи, которые ставит перед ними жизнь, не решаются только потому, что они не могут понять их и сформулировать в системных категориях. Трагические последствия природных, экологических и техногенных катастроф в значительной мере обусловлены не просто непониманием системности, а неспособностью воплотить идеи в такие действия, которые не нарушали бы системные законы природы и общества.

Объектом осмысления в учебном пособии выступают системы, а предметом — основные идеи теории систем и системного анализа. Мир систем изучается людьми с глубокой древности. Элементы системного мировоззрения возникли уже в античном мире. В течение всей истории развития науки, образования да и культуры в целом человечество накопило огромное богатство системных идей, которые разбросаны в различных сферах научного знания. Это знание нуждается в переосмыслении и интеграции.

Системный подход относится к числу, как это ни парадоксально, немногочисленных, но удивительно плодотворных интеллектуальных изобретений человечества, без применения которого немыслима успешная профессиональная деятельность практически в любой сфере. Владение системным анализом, системным моделированием и конструированием, системной практической деятельностью — высшая характеристика мыслительной культуры человека. Немаловажно, что любому специалисту приходится «иметь дело» с систематизацией информации, системными исследованиями, которые можно осуществлять только обладая специальными знаниями и навыками.

Поэтому цель пособия сводится не только к тому, чтобы методически представить уже готовое знание о системах. Она заключается в том, чтобы выделить все аспекты системности, осмыслить тенденции ее развития, интегрировать различные аспекты системного знания, которые разбросаны в научных источниках, а также описать те положения теории систем, которые еще не получили развитие.

Таким образом, основные цели учебного пособия:

  • познакомить читателей с многообразным и сложным научным знанием о системах различной природы, расширить эрудицию в понимании разных аспектов системности. Показать сложность и эффективность этого знания, выделить основные тенденции его развития;
  • раскрыть возможности системного подхода в научном исследовании, анализе, инженерной и управленческой деятельности, т. е. в любой сфере социальной жизни;
  • дать представление о понятийно-категориальном аппарате системного подхода, что реализуется посредством подробного осмысления основных категорий в главах книги и предметного указателя в ее конце;
  • раскрыть культуру системного анализа, исследования, мыслительной деятельности, использование которой может существенно повысить эффективность профессиональной деятельности;
  • помочь овладеть некоторыми технологиями системного анализа и их применением на практике.

В данном учебном пособии использованы идеи многих ученых. С благодарностью хочется отметить интересные работы В. Г. Афанасьева, В. М. Глушкова, В. П. Кузьмина, Ю. Г. Маркова, И. Б. Новика, Л. А. Петрушенко, В. Н. Садовского, М. И. Сетрова, В. Н. Спицнаделя, В. С. Тюхтина, А. И. Уемова, Э. Г. Юдина и др.

Оглавление    
    Глава 1: История возникновения и становления системного подхода, «Сущность и основные характеристики системности»