Лекции и учебные пособия по системному анализу

Системный анализ

«Теория систем и системный анализ»

Ю. П. Сурмин

Оглавление    
Глава 7: Жизненный путь системы. «Характеристика основных этапов жизненного пути системы» Список использованной и рекомендуемой литературы

7.2. Система в переходных и критических состояниях

Преобразование системы

В процессе преобразования системы, ее изменения действуют внутренние и внешние причины, проявляющиеся с большей или меньшей силой в различных системах. Среди внешних причин наиболее значимые:

  • изменение внешней среды как среды обитания системы, вызывающее функциональное изменение ее элементов. Поэтому невозможно длительное существование неизменной системы: любое изменение, как бы медленно и незаметно оно протекало, неизбежно приводит к качественному изменению системы. Причем изменение внешней среды может происходить как независимо от системы, так и под воздействием самой системы. Примером может служить деятельность человеческого общества, способствующая изменению окружающей среды не только на пользу, но и во вред (загрязнение водоемов, атмосферы и пр.);
  • активное воздействие среды на систему, что приводит к проникновению в систему чуждых объектов, приводящих к функциональным изменениям отдельных элементов (превращения атомов под влиянием космических лучей);
  • воздействие системы на внешнюю среду, которое вызывает сильную реакцию на систему. В этом случае изменения системы происходят благодаря воздействию системы на среду и осуществлению воздействия среды на систему.

Внутренние причины изменений: 1) непрерывный количественный рост дифференцированных элементов системы в ограниченном пространстве, в результате чего обостряются противоречия между ними; 2) появление автономных элементов, подструктур, подсистем, которые могут создать мощные узлы внутренних противоречий как с системой, так и одних с другим; 3) накопление «ошибок» и «сбоев» в воспроизведении себе подобных (мутации в живых организмах). Если элемент-«мутант» более соответствует изменяющейся среде, то он начинает размножаться. Это и есть возникновение нового, вступающего в противоречие со старым; 4) прекращение роста и воспроизведения составляющих систему элементов, в результате система погибает.

Исходя из понимания зрелой системы как единства и постоянства структуры, определим различные формы преобразования, непосредственно связанные с изменением каждого из перечисленных атрибутов системы:

  • преобразование, приводящее к уничтожению всех взаимосвязей элементов системы (разрушение кристалла, распад атома и т.п.);
  • преобразование системы в качественно иное, но равное по степени организации состояние. Это происходит по причине: а) изменения состава элементов системы (замещение одного атома в кристалле на другой); б) функционального изменения отдельных элементов и (или) подсистем в системе (переход млекопитающих от сухопутного образа жизни к водному);
  • преобразование системы в качественно иное, но низшее по степени организованности состояние и объясняется: а) функциональными изменениями элементов и (или) подсистем в системе (приспособление животных к новым условиям среды обитания); б) структурными изменениями (модификационные превращения в неорганических системах, например переход алмаза в графит);
  • преобразование системы в качественно иное, но высшее по степени организованности состояние. Оно реализуется как в рамках одной формы движения, так и при переходе от одной формы к другой. Этот тип преобразования связан с прогрессивным, поступательным развитием системы. Заметим, что на преобразование системы накладываются естественные ограничения, связанные с природой системы, механизмом ее наследования, ресурсными возможностями системы и среды.

Итак, преобразование — неизбежный этап в развитии системы. Она вступает в него в силу нарастающих противоречий между новым и старым, между изменяющимися функциями элементов и характером связи между ними, между противоположными элементами. Преобразование может отражать как завершающий конечный этап в развитии системы, так и переход систем (стадий) одна в другую. Преобразование есть период дезорганизации системы, когда старые связи между элементами рвутся, а новые еще только создаются. Преобразование может означать и реорганизацию системы, а также превращение системы как целого в элемент другой, высшей системы.

Кризисы и гибель систем

Современная наука [2, 3, 4, 25, 34, 35, 41] выработала по отношению к кризисам несколько концептуальных позиций.

Кризис рассматривается как закономерное состояние развития системы, которое формируется на предыдущих ее этапах. Социальный кризис, например не падает с неба, если исключить из рассмотрения последствия для общества космических и экологических катастроф, а спонтанно складывается в общественном организме.

Кризис представляет собой ослабление жизненных сил системы, ее неспособность сохранять состояние равновесия, достигать поставленные ранее цели. Система утрачивает свою миссию, оказывается неспособной к целеполаганию и становится недееспособной. Отдельные ее подсистемы и элементы отклоняются от цели, формируют свои цели либо живут бесцельно, так что миссия системы становится декларативной, теряет природную опору. Система начинает «плавиться», утрачивать прежнюю целостность. Например, все эпохи социальных кризисов обычно характеризовались общей расслабленностью населения, ростом эгоизма, стремлением к наслаждению, роскоши и т. п.

Кризис выступает как диалектическое единство двух процессов: разрушения и созидания. Благодаря им происходит разрушение одних элементов, структур, функций системы и возникновение других. В реальной жизни наблюдаются многообразные соотношения между собой разрушения и созидания. Условно выделим три варианта: первый предусматривает доминирование созидательных процессов, второй отличается некоторым равновесием разрушения и созидания, а третий — доминированием разрушения.

Кризис нельзя рассматривать как сугубо негативное явление. Эту мысль убедительно подчеркивает Ю. В. Яковец: «Кризисы прогрессивны при всей их болезненности. Кризис выполняет в динамике волнообразного, противоречивого движения систем три важнейшие функции:

  • резкого ослабления и устранения (либо качественного преобразования) устаревших элементов господствующей, преобладающей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы;
  • расчистку дороги для утверждения первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла;
  • испытание на прочность и передача в наследство тех элементов системы (обычно это одновременно сохраняющиеся элементы надсистемы и суперсистемы), которые аккумулируются, накапливаются, переходят в будущее (иногда частично модифицируясь)» [41, с. 288].

Кризис создает наиболее благоприятные условия для мутаций, с одной стороны, и обеспечения преемственности и наследования в развитии — с другой. Чем глубже и разрушительнее кризис, тем сильнее он воздействует на генетическое ядро системы и тем серьезнее может перестроиться система. Если же кризис, как ветер, проносится над верхушками деревьев, то система отделывается только легким испугом, почти полностью восстанавливая себя.

Кризис не только неизбежная, но и необходимая фаза развития системы. Он соединяет в себе не только угасание прежнего качества системы, но и появление нового. Если определять точнее, то суть кризиса составляет безвременье в системе, когда старая система уже исчезла, а новая еще не появилась. Довольно часто лучшей категорией для характеристики природы кризиса является категория «хаос». Не случайно на Руси, как правило, социальный кризис называли «смутным временем».

Кризис — это этап перестройки системы, обретения ею устойчивого вектора продвижения к новому качеству. Кризис представляется эпохой потери и обретения системой самой себя. Он является неизбежной фазой обновления. Подчеркнем, что инновационный подход к пониманию природы кризиса гораздо эффективнее катастрофического к нему подхода, ибо катастрофический подход проповедует спасение, а инновационный — деятельность по сознательному обновлению системы и тем самым ускорению ее выхода из состояния качественной неопределенности.

Кризис явление конкретно-историческое, развивающееся от эпохи к эпохе. Если кризисы аграрного общества охватывали преимущественно сферу сельского хозяйства и приводили к голоду, а кризисы промышленные останавливали производство товаров, выступая как товарные, то кризисы постиндустриального общества будут охватывать сферу информации и интеллекта. Вместе с цивилизацией происходит развитие экологических, политических, религиозных, ментальных и иных кризисов, которые обретают специфику эпохи.

Кризис должен рассматриваться как сложное, комплексное явление, охватывающее систему. Он представляет собой полиструктурное и полифункциональное образование. В качестве его важнейших характеристик выступают: сфера проявления, масштабы, степень охвата объекта или процесса, факторы порождения, характер поражения системы, последствия для общества и др.

Современная цивилизация породила огромное разнообразие социальных кризисов. Опираясь на основные параметры кризисов, можно построить их классификацию [34], которая представлена в табл. 20.

Основание классификации Социальные кризисы
Тип Характеристика
Сфера проявления кризиса Экономический Кризис перепроизводства, недопроизводства и т. п.
Экологический Отличается разрушением экологической среды, резким ухудшением природных условий для жизни человека
Социальный Проявляется в деградации и разрушении социальной структуры и институтов, ухудшении жизни людей
Политический Объединяет семейство кризисов, протекающих в сфере политики (внутри- и внешнеполитические кризисы)
Этнический Выступает как кризис политического, экономического и культурного развития этносов и этнической структуры
Кризис культуры Представляет собой культурную деградацию общества, разрушение ценностей и институтов культуры
Идеологический Выражается в отсутствии идей и целей общественного развития, заменой их суррогатами
Духовный, моральный Выражается в потере духовности, деградации морали
Масштабы кризиса Глобальный Охватывает планетарную цивилизацию
Национальный Протекает в масштабах страны, ставит под угрозу национальную безопасность
Региональный Развертывается в пределах региона
Локальный Охватывает микросоциальное пространство
Охват сторон объекта или процесса Моноаспектный Поражает только одну сторону, характеристику, аспект объекта или процесса
Полиаспектный Поражает несколько аспектов
Комплексный Охватывает все стороны объекта или процесса
Длительность Краткосрочный Протекает в краткие периоды времени
Среднесрочный Продолжается несколько лет
Долгосрочный Длится десятки лет
Сверхдолгосрочный Продолжается в течение веков и даже тысячелетий
Факторы порождения Внутренний Порожден внутренними факторами
Внешний Порожден взаимоотношением с окружающей средой
Смешанный Порождается как внешними, так и внутренними характеристиками
Характер поражения системы Генетический Проявляется благодаря мутации социального наследования
Состава Поражение жизненно важных элементов системы
Организационный Нарушение организации системы
Функциональный Существенные нарушения функционирования системы
Структурный Нарушения структуры системы
Характер разрешения Взрывные Завершаются социальным взрывом
Замирающие Ведут к постепенному угасанию колебательного процесса
Характер действующих причин Циклический Действующие причины носят закономерный циклический характер
Случайный Вызван стихийными бедствиями, ошибками, авариями
Последствия Инновационный Обеспечивающий обновление системы
Разрушающий Разрушающий систему, переводящий ее в инобытие
Консервирующий Консервирует отсталую, отжившую социальную форму

Таблица 20 — Классификация социальных кризисов и их характеристика

Одна из ключевых проблем нарождающейся науки о кризисах — кризисологии — объясняет причины кризисов и пути их преодоления. Возникшие в современной науке кризисные и антикризисные теории дают картину причин и путей преодоления кризисов, представленную в табл. 21, из которой можно сделать такие выводы:

Теория Объяснение причин кризиса Пути преодоления кризиса
Название Авторы
Теория катастроф Т. Постон, И. Стюарт, В. И. Арнольд Вызывается природными и социальными катастрофами Прогнозирование катастроф, выработка мер по снижению и преодолению их последствий
Теория циклов К. Маркс, Т. Мальтус, Н. Д. Кондратьев, Л. Н. Гумилев, А. Тоффлер П. А. Сорокин А. Л. Чижевский Выступает этапом в циклическом развитии Расчет длительности и этапов цикла, выработка мер по смягчению удара кризиса
Теория систем А. А. Богданов, Л. Берталанфи, Г. Хаген, И. Пригожин и др. Объясняется назревшей необходимостью перестройки системы Структурно-функциональная перестройка системы, упреждающая и смягчающая кризис
Инновационная теория Й. Шумпетер, А. И. Пригожин Объясняется либо недостатком нововведений, либо ростом их числа и неосвоенности Поддерживание постоянного тонуса нововведений, сокращение сроков их освоения
Теория элит М. Вебер Вызван ошибками и преступлениями старой элиты и необходимостью ее смены Подготовка новой элиты, обеспечение смены элит
Теория антикризисного управления Р. Акофф, Э. А. Уткин Обусловлен неэффективностью управления Реформирование системы управления посредством его ориентации на анти-кризное управление
Психологическая теория Л. Н. Гумилев, П. А. Сорокин Возникают в сознании, психике людей («Разруха в головах») Выработка новой системы ценностей, парадигм, норм, психологии и подготовка в их свете персонала, шоковая терапия

Таблица 21 — Концепции причин кризисов и путей их преодоления

  • причины кризисов многообразны и взаимосвязаны между собой. Они словно «вызывают» к действию друг друга. Например, отсутствие антикризисного и инновационного мышления персонала фирмы неизбежно вызывает к жизни ошибки в управлении, приводящие к структурным нарушениям системы, т.е. психологические причины порождают организационные, структурные и т.п.;
  • существует известная корреляция между причинами кризиса и способами его преодоления, как существует связь между болезнью и лекарством;
  • какими бы причинами кризис не вызывался к жизни, он представляет собой объективное явление, которое разворачивается в пространстве и во времени и не может быть преодолено сразу. Кризис характеризуется своим неповторимым типом социальной инерции. Обществу, преодолевшему его, он еще долго видится в кошмарных снах и сказывается во всех сферах жизнедеятельности;
  • до сих пор малоисследованна проблема структуры кризиса. При этом структуру кризиса не следует путать со структурой системы, которая переживает кризис. Поскольку кризис выступает как процесс, то его структура — это структура процесса. А целостная структура любого процесса представляет собой сложное единство нескольких структур:
    • собственно процессуальной структуры, которая складывается из некоторых локальных процессов, интегрированных в данный целостный процесс. Любой процесс можно сравнить с текущей рекой, отдельные потоки которой и составляют ее структуру;
    • временной структуры, в соответствии с которой процесс распадается на качественно различные этапы, когда система в процессе прохождения через кризис движется из прошлого через инобытие в будущее;
    • логической структуры кризиса, представляющей совокупность взаимодействующих факторов, изменяющих содержание процесса, обусловливающих его течение.

Рассмотрим эти структуры подробнее. С точки зрения собственно процессуальной структуры кризис можно рассматривать как сложное переплетение процессов ухудшения функционирования системы, ее разрушения и гипертрофированного роста. Графически видение кризисов в аспектах этих процессов приведено на рис. 16, 17, 18.

Кризис, прежде всего представляет собой процесс ухудшения функционирования системы вплоть до прекращения ее работы. Система в этом случае сначала ухудшает свое функционирование, теряет эффективность, а затем перестает выполнять свое назначение. Система теряет динамику, перестает взаимодействовать с окружающей средой и тем самым перед ней встает проблема прекращения существования (рис. 16, где Фн— нормальное функционирование системы; То— время остановки, прекращения функционирования).

Кризис как ухудшение функционирования системы вплоть до ее остановки

Рис. 16 — Кризис как ухудшение функционирования системы вплоть до ее остановки

В течение времени Ткр происходит разрушение системы, которая перестает существовать (рис. 17).

Кризис как разрушение системы

Рис. 17 — Кризис как разрушение системы

В течение времени Тг происходит гипертрофированное развитие системы, которая переваливает через некоторый нормальный барьер характеристик и начинает бурно развиваться некоторыми своими параметрами (рис. 18). Темпы роста ее становятся столь сильными, что это неизбежно вызывает ее внутреннюю перестройку, превращение в нечто иное. Подобное наблюдается, например, при росте управленческой бюрократии, которая активно поглощает ресурсы системы и в конечном итоге расходует их преимущественно на себя.

Кризис как процесс гипертрофированного развития системы

Рис. 18 — Кризис как процесс гипертрофированного развития системы

В реальных системах, которые попадают в кризис, наблюдается многообразное взаимодействие кризисных процессов. Так, одни кризисы могут развиваться путем доминирования процессов разрушения, другие — ухудшения функционирования, третьи — господства гипертрофированного роста. Однако чаще всего кризис представляет собой своеобразный коктейль из этих процессов, что придает им индивидуальную неповторимость.

Второй важнейшей структурой кризиса выступает временная структура. Рассмотрим ее на примере кризисов в обществе. Большинство исследователей выделяют, по крайней мере, четыре этапа жизни кризиса.

Первый — латентный, скрытый период его развития, «... когда, — как отмечает Ю. В. Яковец, — его предпосылки назревают, но еще не прорываются наружу; этот период совпадает с завершающим этапом фазы стабильного развития (зрелости) уходящего цикла и началом зарождения в его недрах последующего цикла» [41, с. 288]. На этом этапе кризис еще незаметен. Общество может даже расцветать. И ни у кого пока не возникает сомнения в предстоящей дестабилизации. Это эпоха непризнанных пророков в своем Отечестве, время благодушия.

Второй — представляет «собой грозу среди ясного неба» — быстрое обострение всех противоречий, ухудшение показателей социальной динамики, включение основных кризисных процессов, которые дремали на предыдущем этапе, накапливали разрушительные силы. На этом этапе происходит нарушение нормального функционирования социальных институтов, реализуется процесс деинститу-ционализации, который охватывает такие социальные институты, как заработная плата, деньги, фирмы, пенсии и т.п. Последние резко снижают свою эффективность, что приводит к существенному ухудшению жизненного уровня населения.

Третий — это нахождение системы на спаде, в провале. Для образного его обозначения можно использовать название пьесы А. М. Горького «На дне». Общество действительно оказывается на дне. Только это «дно» не абсолютное для всех, ибо глубина реки кризиса своя для каждого социального слоя. Однако это «дно» выживания начинает ощущать основная часть населения, что приводит к психологическому шоку, росту числа самоубийств, разводов, расширению социальных масштабов девиантного поведения. Население начинает расслаиваться по типу активности. Одна часть впадает в своеобразную спячку-анабиоз, старается переждать кризис, снижает свою активность, пытается уйти от проблем реальной жизни, другая спешно приспосабливается на основе снижения уровня удовлетворения потребностей, откладывания потребительского спроса, третья повышает свою деятельную активность, осваивает новые виды деятельности и активного образа жизни, ищет нововведения и способы эффективного выживания, четвертая включается в различные оппозиционные формы борьбы и т.п.

Четвертый этап — когда возникают возможности выхода из кризиса. Его можно назвать «свет в конце туннеля». На этом этапе происходит смягчение кризисных процессов. Основная часть пострадавших от кризиса, так или иначе, но приспосабливается к нему. В обществе постепенно исчезает страх, появляется оптимизм. Происходит интенсивное обновление общественной системы и рост эффективности от нововведений. Показатели социальной динамики начинают постепенно нарастать. Этапы кризиса представлены на рис. 19.

Динамика развития кризиса

Рис. 19 — Динамика развития кризиса

Как видно, для выхода из кризиса целесообразно стараться предвидеть его, для того чтобы подготовиться и смягчить удар о «дно», сократить время пребывания там. Сама подготовка к кризису сводится отнюдь не к созданию «закромов Родины», хотя значение пополнения стратегических запасов вряд ли кто осмелится отрицать.

Она предполагает, прежде всего, концептуальную, идеологическую, ментальную, кадровую подготовку, а также формирование того инновационного потенциала, который, развернувшись, как крылья, может поднять со дна.

Логическая структура кризиса складывается из совокупности ситуаций, возникающих под воздействием различных факторов. При этом ситуации как состояния социальной системы разворачиваются по линиям приведенных выше графиков. Сами факторы могут быть факторами разрушения, падения, торможения, активизации, обновления и роста. На латентной стадии кризиса снижается активность, обновление тормозится, нарастают негативные скрытые тенденции. На стадии падения действуют факторы падения и разрушения, которые доводят систему до «дна».

На «дне» перед людьми возникает проблема жесткого выбора. Как справедливо отмечает Ю. М. Плотницкий: «Существует три варианта разрешения кризиса системы: 1) распад или гибель системы, при этом ее элементы захватываются другими системами; 2) реформа — постепенная перестройка ядра, генотипа системы, ведущая к появлению качественно новой системы; 3) революция — резкое, скачкообразное изменение ядра системы, катастрофический переход из одного состояния в другое» [23, с. 187].

На «дне» активизируются процессы торможения кризиса, происходит активизация и внедрение нововведений. Ситуация начинает изменяться к выходу из кризиса. Стремление не допустить распада, гибели системы или революции в ней заставляет ее реформировать,

вырабатывать антикризисные технологии, которые представляют собой очень важную разновидность технологий управления.

Хаос и его роль в развитии систем

Один из вариантов развития — разрушение системы, снижение упорядоченности и организованности вплоть до возникновения хаоса. В древнегреческой мифологии хаос — это зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, из которой произошло все сущее; состояние неупорядоченности, определяющее не только разрушение, но рождение систем. В другой трактовке хаос — сущностный беспорядок, беспорядок-логос, великая бездна, полная творческих сил и божественного семени, как единая беспорядочная масса, тяжелая и темная, смесь земли, воды, огня и воздуха. Эта наполненная бездна, неопределенная с точки зрения покоя, постоянно кипит, видоизменяя не только свою форму, но и элементы генотипа. У большинства народов хаос выступал в виде водной стихии. Так, ассиро-вавилоня-не представляли мир как первобытный хаос, состоящий из промате-ри Тиамат и «первородного сотворителя» Апсу. А древние египтяне представляли хаос Нун бескрайним водным пространством, погруженным во тьму. У ряда народов понятие о хаосе отсутствовало в мифологии, но представляемое первоначальное состояние всего сущего все-таки напоминает его. Например, согласно японской мифологии, земля существует с самого начала, но пребывает в воде в полужидком состоянии, напоминая медузу.

Если отбросить наивность древних относительно божественной природы хаоса, то перед нами останется удивительно диалектическое его понимание. Хаос в понимании древних греков гораздо эвристичнее для науки, чем такие термины ХХ ст., как «неопределенность», «энтропия», «негоэнтропия» и др. Формулируя их, человеческая мысль лишь скользнула по поверхности хаоса, забыв наивную гениальность античности о том, что хаос не сводится к распаду и деградации. Он вместе с ними неизбежно содержит элементы созидания, гены нового. Хаос — это не аннигиляция объекта, а балансирование на некоторой грани между бытием и небытием. Он обеспечивает расковывание жестких структур, обретение элементами большего числа степеней свободы, что в конечном итоге является важнейшим условием естественного обновления.

Для хаоса свойственны следующие черты:

  • «размягчение», «разрыхление», разрушение и деградация прежних систем, структур, организаций;
  • неопределенная переходность, ибо, как считали античные греки, «семя богов» еще не оплодотворило всю реальность хаоса, а там, где это произошло, беспорядочно мечутся зародыши будущего мира;
  • созидательные начала и источники развития в условиях хаоса минимальны, они «не включены». Движение элементов беспорядочно, не подчиняется никакому закону, нет противоречий и развития. Однако эти источники всегда готовы проснуться и обеспечить рывок в развитии системы;
  • разрыв связей между элементами. Хаос напоминает физическую плазму — поток электронов и ионов, где идут свои поляризации, плазменные колебания и взрывы.

Отсутствие в понятии хаоса какой-либо упорядоченности мешало его научному исследованию. Достаточно было сказать слово «хаос», и всем становилось понятно, что речь идет об отсутствии порядка, потере какой-либо предметности. По-нашему мнению, хаос вполне может быть объектом исследования и, прежде всего, классификации, представленной на рис. 20.

Классификация хаоса

Рис. 20 — Классификация хаоса

Хаос-пустота характеризуется минимальным количеством элементов. Это, что называется, «разряженный хаос». В. И. Вернадский считал, что вакуум не есть пустота с температурой абсолютного нуля, а есть активная область максимальной энергии нам доступного Космоса, т. е. пустоты нет. Под эти размышления подходит гипотеза, предполагающая самопроизвольное рождение атомов в космическом вакууме. Она хорошо объясняет некоторые природные явления, но требует отказа от закона сохранения энергии (точнее, ничтожных по величине отклонений от закона). Однако никто не мешает предположить, что эта энергия, сосредоточенная в вакууме, имеет принципиально другую природу . С этих позиций очень своевременно звучат слова Вернадского: «Об этих пространствах с рассеянными атомами и молекулами правильнее мыслить не как о материальной пустоте «вакуума», но как о концентрации своеобразной энергии, в рассеянном виде содержащей колоссальные запасы материи и энергии... «[6].

Наполненный хаос представляет собой неупорядоченную совокупность элементов, он напоминает броуновское движение с его всеобщей беспорядочностью. Хаос как неупорядоченность характеризуется тем, что постоянно нарастают энтропийные процессы, рвутся связи, разрушаются структуры. В результате возникает всеохватывающий беспорядок. Но хаос может выступить и в крайне противоположной форме — в виде хаоса-заорганизованности, когда структур становится так много, что система перестает действовать в направлении к цели, начинается ее дезорганизация. Здесь проявляется эффект появления беспорядка в условиях жесткого детерминизма. Типичным примером является деградация уравнительного социализма, в котором жестко контролировались процессы распределения, которые в конечном итоге привели к хаотизации потребления.

Хаос очень многолик. Он представляет собой совокупность некоторых состояний, которые создают хаос-процесс. Хаос-состояние охватывает относительно короткий период, он напоминает передышку в развитии. Хаос-процесс развертывается в течение длительного периода времени. Различается хаос и по его положению: находится внутри системы либо бушует, как море, вокруг островка. Наконец, можно выделить активный и пассивный хаос. Первый представляет собой активные процессы разрушения, деградации, которые активно подрывают жизненные силы систем, а второй может быть недейственным для данной системы.

Значительный вклад в понимание хаоса внес И. И. Пригожин, который разработал его концепцию на примере организации физико-химических систем. Суть взглядов И. И. Пригожина заключается в следующих положениях:

  1. Хаос рассматривается как носитель возможной упорядоченности, как созидательное начало, конструктивный механизм эволюции. Отсюда процесс развития выступает формированием порядка из хаоса, которое представляет собой процесс самоорганизации под воздействием многообразных факторов. Хаотические колебания, возникающие в системах, — предвестники и спутники изменений уклада системы.
  2. Хаос — динамическое изменчивое явление. В нем постоянно образуются флуктуации, которые представляют собой случайные отклонения величин, характеризующих систему, состоящую из большого числа частиц, от их среднего значения. Флуктуации стремятся вывести систему из равновесия, стараются завладеть ею, что приводит к разрушению прежних структур и переходу системы в новое состояние.
  3. Переход в новое состояние осуществляется через точки бифуркации, которые выступают как ситуации раздвоения, когда перед системой открываются различные варианты развития. В точке бифуркации система как бы делает выбор, который определяет ее дальнейшую эволюцию [23, с. 204]. При этом переход через бифуркацию случаен. И. И. Пригожин отмечал: «Когда система, эволюционируя, достигает точки бифуркации, детерминистическое описание становится непригодным. Флуктуация вынуждает систему выбирать ту ветвь, по которой будет проходить дальнейшая эволюция системы. Переход через бифуркацию — такой же случайный процесс, как бросание монеты. Существование неустойчивости можно рассматривать как результат флуктуации, которая сначала была локализована в малой части системы, а затем распространилась и привела к новому макроскопическому состоянию» [27, с.56]. Переход на более высокий уровень упорядоченности получил название диссипативной структуры.
  4. Концепция И. И. Пригожина дает убедительные объяснения с точки зрения изменения хода времени в системах и ускорения развития. Возникновение флуктуации, по сути, представляет собой зарождение новой системы, ее времени и временных характеристик. Развитие нелинейных процессов, возрастание роли новых структур, заполнение ими пространства системы вызывает процессы ускорения развития.
  5. Процессы саморазвития в сложных системах исследуются общенаучной теорией самоорганизации — синергетикой, которая направлена на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы. Термин «синергетика» введен в оборот немецким исследователем Г. Хагеном, который рассматривает ее как междисциплинарную науку, связанную с различными областями физики, химии, биологии, кибернетики. Синергетика исследует такие взаимодействия элементов системы, которые приводят к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроскопических масштабах.

Идеи И. И. Пригожина и Г. Хагена обладают значительным творческим потенциалом. Предназначенные для объяснения процессов самоорганизации сложных систем и составляющих их эффектов, они довольно широко применяются для объяснения социальных систем. Они эффективны при осмыслении социальных катастроф, переходных периодов, реформирования общества, управления в условиях социальных беспорядков.

Оглавление    
Глава 7: Жизненный путь системы. «Характеристика основных этапов жизненного пути системы» Список использованной и рекомендуемой литературы


Система Orphus

Яндекс.Метрика