Лекции и учебные пособия по системному анализу

Системный анализ

«Системный анализ и проектирование»

Е. Н. Живицкая

Оглавление    
Контрольная работа, «Задания» Вопросы к экзамену

Тестовые задания

Тема 1

1) Что такое системный анализ?

Новое, интенсивно развивающееся научное направление, которое служит для анализирования сложных задач политического, военного, социального, научного, экономического и технического характера.

Новое, интенсивно развивающееся научное направление, которое служит для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, научного, экономического и технического характера.

Новое, интенсивно развивающееся научное направление, которое служит для изучения сложных проблем политического, военного, социального, научного, экономического и технического характера.

Тема 2

2) Какие категории лиц участвуют в процессе решения проблемы?

Лица, принимающие решения; лица, несущие ответственность за принятое решение; системные аналитики.

Исследователи, занимающиеся подготовкой и обоснованием решений; группа лиц, либо организация принимающая решение; высококвалифицированные специалисты, имеющие знание, опыт и интуицию и привлекаемые по отдельным аспектам проблемы.

Лица, принимающие решения и несущие за них ответственность, системные аналитики, эксперты.


3) Что следует понимать под системой?

Множества элементов, сложное взаимодействие которых приводит к достижению некой цели.

Сложное взаимодействие множества элементов.

Система методов для достижения некоторых целей.

Тема 3

4) Первое определение системы:

Совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое.

Средство достижения цели.

Совокупность взаимосвязанных элементов


5) Свойства модели «черного ящика»?

Целостность и полная изолированность от среды.

Динамичность и обособленность от среды.

Целостность и обособленность от среды.


6) Что входит в состав системы?

Элементы и подсистемы.

Элементы и связи между ними.

Элементы, связи между элементами, подсистемы.


7) Что называется структурой системы?

Совокупность необходимых и достаточных для достижения цели отношений между подсистемами.

Совокупность необходимых и достаточных для достижения цели отношений между элементами.

Совокупность необходимых и достаточных для достижения цели отношений между элементами и подсистамами.


8) Назовите второе определение системы?

Совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое.

Средство достижения цели.

Совокупность взаимосвязанных элементов.


9) Что указываются в структурной схеме ?

Все элементы системы и все связи между элементами внутри системы.

Все элементы системы, все связи между элементами внутри системы и связи всех элементов с окружающей средой (входы и выходы системы).

Все элементы системы, все связи между элементами внутри системы и связи определенных элементов с окружающей средой (входы и выходы системы).


10) Какие системы называются динамическими ?

Системы, в которых не происходят какие бы то ни было изменения со временем, называются динамическими.

Системы, в которых происходят какие бы то ни было изменения со временем, называются динамическими

Системы, обособленные от среды и взаимодействующие с ней как целое, называются динамическими.


11) Что подразумевают под функционированием динамической модели?

Процессы, которые происходят в системе, стабильно реализующей фиксированную цель.

То, что происходит с системой при изменении ее целей.

Процессы, которые происходят вне систем, стабильно реализующей фиксированную цель.


12) Что подразумевают под развитием динамической модели?

Процессы, которые происходят в системе, стабильно реализующей фиксированную цель.

То, что происходит с системой при изменении ее целей.

То, что происходит в системе при изменении ее целей.


13) Что такое математическая модель системы?

Задание множества входов, состояний и выходов, и связей между ними.

Задание множества входов, состояний, пространств, выходов, и связей между ними.

Задание множества входов, пространств, выходов, и связей между ними.


14) Что такое стационарные системы?

Системы, свойства которых изменяются со временем.

Системы, обособленные от среды.

Системы, свойства которых не изменяются со временем.


15) Какие предназначения имеют блоки в BPWin?

Слева отображаются входные данные, справа показываются выходные ресурсы, сверху ме6ханизм, управление изображается снизу.

Слева отображаются входные данные, справа показываются механизмы, сверху управление, выходные ресурсы изображаются снизу.

Слева отображаются входные данные, справа показываются выходные ресурсы, сверху управление, механизм изображается снизу


16) Что собой представляет управление?

То, что воздействует на процесс выполнения описываемой блоком функции и позволяет влиять на результат выполнения действия.

То, посредством чего осуществляется данное действие.

Исходные ресурсы для описываемой блоком функции.


17) Что собой представляет маханизм?

То, что воздействует на процесс выполнения описываемой блоком функции и позволяет влиять на результат выполнения действия.

То, посредством чего осуществляется данное действие.

Результирующие ресурсы, полученные в результате выполнения описываемой блоком функции.

Тема 4

18) Что дает нам внутреннее математическое описание систем?

Представление о поведении элементов системы в некоторой локальной окрестности текущего состояния.

Представление о поведении системы в некоторой локальной окрестности текущего состояния.

Представление о поведении системы текущего состояния.


19) Что называют внешним описанием системы?

Описание выходов системы.

Описание состояния системы.

Связь «вход-выход».


20) Какую систему называют системой с конечным числом состояний?

Систему с конечным количеством состояний.

Систему, в которой бесконечная мерность пространства состояний заменяется предположением о конечности числа его элементов.

Систему, в которой предположение о конечной мерности пространства состояний заменяется предположением о конечности числа его элементов.


21) Что включают в себя потенциальные функции?

  • пространство состояний (фазовое пространство) — Z;
  • набор входных функций — X;
  • гладкое отображение — f: Z→R; где R — есть пространство действительных чисел.

  • пространство состояний (фазовое пространство) — Z;
  • набор входных функций — X;
  • набор выходных функций — Y;
  • гладкое отображение — f: Z→R; где R — есть пространство действительных чисел.

  • пространство состояний (фазовое пространство) — Z;
  • набор выходных функций — Y;
  • гладкое отображение — f: Z→R; где R — есть пространство действительных чисел.


22) Что такое энтропия?

Энтропия является мерой упорядоченности, существующей в данной системе.

Энтропия является мерой беспорядка, существующего в данной системе.

Энтропия — это метод описания систем.

Тема 5

23) Что такое управляемые и неуправляемые динамические системы?

Системы, на которые можно оказывать влияние называются управляемые, а системы которые обладают активной динамикой называются неуправляемые динамические системы.

Системы на которые можно оказывать влияние называются управляемые, а системы которые не обладают средствами, с помощью которых можно было бы влиять на их динамику называются неуправляемые динамические системы.

Системы на которые можно оказывать пассивное влияние называются управляемые, а системы которые не обладают средствами, с помощью которых можно было бы влиять на их динамику называются неуправляемые динамические системы.


24) Что включает в себя идентификация?

Определение размерности пространства состояний, описание внутренней динамики системы и содержательных связей между множествами объектов, распределение вероятностей для случайных воздействий.

Определение размерности пространства состояний, описание внешней динамики системы и содержательных связей между множествами объектов, распределение вероятностей для случайных воздействий.

Определение количества состояний, описание внутренней динамики системы и содержательных связей между множествами объектов, распределение вероятностей для случайных воздействий.


25) Дайте определение типов ограничений?

Внутренние — ограничения, налагаемые элементами самой системы; внешние — ограничения, налагаемые на поведение системы внешними факторами.

Внутренние — ограничения, налагаемые структурой самой системы; внешние — ограничения, налагаемые на структуру системы внешними факторами.

Внутренние — ограничения, налагаемые структурой самой системы; внешние — ограничения, налагаемые на поведение системы внешними факторами.


26) Что такое оптимизация?

Проблема выбора критерия, т.е. вопрос о том, каким образом следует сравнивать между собой различные элементы систем.

Проблема выбора критерия, т.е. вопрос о том, каким образом следует сравнивать между собой различные элементы и реализации поведения систем.

Проблема выбора критерия, т.е. вопрос о том, каким образом следует сравнивать между собой различные реализации поведения систем.

Тема 6

27) Что такое эксцентриситет?

Понятие эксцентриситет отражает как относительную важность данного симплекса для комплекса в целом (через его размерность), так и его значимость как связующего звена.

Эксцентриситет отражает динамические изменения, происходящие в комплексе со временем.

Эксцентриситет отражает насколько «близким» является данный симплекс (цепь) к другому симплексу (цепи).


28) Что такое образ?

Образ отражает внутреннее состояние системы.

Образ отражает внешнее состояние системы.

Образ отражает динамические изменения, происходящие в системе со временем.


29) Что такое гомотопные и негомотопные кривые?

Если нельзя непрерывным преобразованием трансформировать одну цепь в другую, не нарушая геометрии системы, то кривые называются гомотопные, если нет — негомотопные.

Если можно непрерывным преобразованием трансформировать одну цепь в другую, нарушая геометрии системы, то кривые называются гомотопные, если нет — негомотопные.

Если можно непрерывным преобразованием трансформировать одну цепь в другую, не нарушая геометрии системы, то кривые называются гомотопные, если нет — негомотопные.

Тема 7

30) Что такое сигнал?

Сигнал есть установленное соответствие между состоянием двух объектов.

Сигнал есть материальный носитель информации между объектами.

Сигнал есть материальный носитель информации, средство перенесения информации в пространстве и времени.


31) Что называют случайным процессом?

Если ввести вероятностную меру на множество реализаций, то мы получим математическую модель, называемую случайным процессом.

Если ввести вероятностную меру на функцию, то мы получим математическую модель, называемую случайным процессом.

Если ввести вероятностную меру на переменную, то мы получим математическую модель, называемую случайным процессом.


32) Назвать виды сигналов:

Гармонические сигналы, негармонические сигналы, модулированные сигналы, сигналы с ограниченной энергией, сигналы с ограниченной полосой частот.

Гармонические сигналы, модулированные сигналы, сигналы с ограниченной энергией, сигналы с ограниченной полосой частот.

Гармонические сигналы, негармонические сигналы, модулированные сигналы, сигналы с ограниченной энергией, сигналы с неограниченной энергией, сигналы с ограниченной полосой частот.


33) Назвать два основных аспекта теории сигналов, относящихся к свойствам непрерывных сигнал:

Частотно-временное представление сигналов и дискретное представление сигналов.

Частотно-временная неопределенность сигналов и дискретное представление сигналов.

Частотно-временное представление сигналов и неопределенность сигналов.

Тема 8

34) Что называют энтропией?

Конечное множество возможных состояний с соответствующими вероятностями называют энтропией случайного объекта.

Мера неопределенности случайного объекта с конечным множеством возможных состояний с соответствующими вероятностями называют энтропией случайного объекта.

Мера неопределенности случайного объекта с конечным множеством возможных состояний называют энтропией случайного объекта.


35) Что такое дифференциальная энтропия?

Мера неопределенности на непрерывные случайные величины.

Мера неопределенности равномерно распределенной в единичном интервале.

Аналог энтропии дискретной величины, но аналог условный, относительный, т.к. единица измерения произвольна.


36) Сформулировать фундаментальное свойство случайных процессов:

Для любых заданных e>0 и s>0 можно найти такое n0, что реализация любой длины n>n0 распадаются на два класса:

  • группа реализаций, вероятность P(C) которых удовлетворяет неравенству |[1/n]⋅logP(C) + H| < e;
  • группа реализаций, вероятности которых этому неравенству не удовлетворяют.

Для любых заданных 0>e>0 и s>0 можно найти такое n0, что реализация любой длины n>=n0 распадаются на два класса:

  • группа реализаций, вероятность P(C) которых удовлетворяет неравенству |[1/n]⋅logP(C) + H| < e;
  • группа реализаций, вероятности которых этому неравенству не удовлетворяют.

Для любых заданных e> 0 и s>0 можно найти такое n0, что реализация любой длины n>=n0 распадаются на два класса:

  • группа реализаций, вероятность P(C) которых удовлетворяет неравенству |[1/n]⋅logP(C) + H| > e;
  • группа реализаций, вероятности которых этому неравенству не удовлетворяют.


37) Что такое процесс получения информации?

Изменение неопределенности в результате приема полезных сигналов.

Изменение неопределенности в результате приема полезных сигналов и шумов.

Изменение неопределенности в результате приема сигнала.


38) Что такое среднее количество информации?

Характеристика связи двух случайных объектов.

Мера соответствия двух случайных объектов.

Мера отражение одного объекта другим, проявляющееся в соответствии их состояний.


39) Назовите свойства количества информации:

  1. Количество информации в случайном объекте Х относительно объекта Y равно количеству информации в Y относительно Х: I(X,Y)=I(Y,X)
  2. Количество информации неотрицательно: I(X,Y)>0
  3. Для дискретных Х справедливо равенство I(X,X)=H(X).
  4. Преобразование y(.) одной случайной величины не может увеличить содержание в ней информации о другой, связанной с ней, величине: I[y(X),Y]<I(X,Y)
  5. Для независимых пар величин количество информации аддитивно.

  1. Количество информации в случайном объекте Х относительно объекта Y равно количеству информации в Y относительно Х: I(X,Y)=I(Y,X)
  2. Количество информации неотрицательно: I(X,Y)>0
  3. Для дискретных Х справедливо равенство I(X,X)=H(X).
  4. Преобразование y(.) одной случайной величины может увеличить содержание в ней информации о другой, связанной с ней, величине: I[y(X),Y]>I(X,Y)
  5. Для независимых пар величин количество информации аддитивно.

  1. Количество информации в случайном объекте Х относительно объекта Y равно количеству информации в Y относительно Х: I(X,Y)=I(Y,X)
  2. Количество информации: 0>I(X,Y)>1
  3. Для дискретных Х справедливо равенство I(X,X)=H(X).
  4. Преобразование y(.) одной случайной величины не может увеличить содержание в ней информации о другой, связанной с ней, величине: I[y(X),Y]<I(X,Y)
  5. Для независимых пар величин количество информации аддитивно.


40) Назовите единицы измерения энтропии и количества информации:

Неопределенность случайного объекта.

Информационная плотность.

Бит и нит.

Тема 9

41) Что собой представляет операция декомпозиции?

Объединение нескольких элементов в единое целое.

Как сопоставление объекта анализа с некоторой моделью, так и выделение в нем того, что соответствует элементам взятой модели.

Агрегирование частей в единое целое, которое приводит к появлению новых качеств, не сводящихся к качествам частей в отдельности.


42) Назвать формальные типы моделей систем:

Модели «черного ящика», состава, структуры, конструкции (структурной схемы) — каждая в статическом или динамическом варианте.

Модели «черного ящика», модели «белого ящика», состава, структуры, конструкции (структурной схемы) — каждая в статическом или динамическом варианте.

Модели «черного ящика», модели «белого ящика», состава, структуры, конструкции (структурной схемы) — каждая в динамическом варианте.


43) Назвать количественные требования к структуре алгоритма процесса декомпозиции:

Принцип конечности (свести сложный объект анализа к конечной совокупности простых подобъектов) и принцип простоты (все дерево должно быть максимально компактным — «вширь» и «вглубь»).

Принцип подробности (проблема должна быть рассмотрена максимально подробно) и принцип простоты (все дерево должно быть максимально компактным — «вширь» и «вглубь»).

Принцип полноты (проблема должна быть рассмотрена максимально всесторонне и подробно) и принцип простоты (все дерево должно быть максимально компактным — «вширь» и «вглубь»).


44) Назвать качественные требования к структуре алгоритма процесса декомпозиции:

Свести сложный объект анализа к конечной совокупности простых подобъектов и проблема должна быть рассмотрена максимально всесторонне и подробно.

Свести сложный объект анализа к конечной совокупности простых подобъектов и все дерево должно быть максимально компактным — «вширь» и «вглубь».

Свести сложный объект анализа к конечной совокупности простых подобъектов либо (если это не удается) выяснить конкретную причину неустранимой сложности.


45) Что служит основанием для декомпозиции?

Элементы системы.

Содержательная модель системы.

Формальные модели известных типов.

Тема 10

46) Что такое агрегирование?

Операцией, противоположной декомпозиции, является операция агрегирования, т.е. объединение нескольких элементов в единое целое.

Объединение частей в единое целое, которое приводит к появлению новых качеств, не сводящихся к качествам частей в отдельности.

Сопоставление объекта анализа с некоторой моделью, как выделение в нем того, что соответствует элементам взятой модели.


47) Что такое эмерджентность?

Объединение нескольких элементов в единое целое.

Сопоставление объекта анализа с некоторой моделью, как выделение в нем того, что соответствует элементам взятой модели.

Основание для декомпозиции является содержательная модель системы.


48) Назовите основные агрегаты, типичные для системного анализа:

Конфигуратор, агрегаты-аналитики и агрегаты-структуры.

Конфигуратор, агрегаты-операторы и агрегаты-структуры.

Конфигуратор, агрегаты-операторы и агрегаты-системы.


49) Какой агрегат называют конфигуратором?

Агрегат, состоящий из качественно одинаковых языков описания системы и обладающего тем свойством, что число этих языков минимально, но необходимо для заданной цели называют конфигуратором.

Агрегат, состоящий из качественно различных языков описания системы и обладающего тем свойством, что число этих языков минимально, но необходимо для заданной цели называют конфигуратором.

Агрегат, состоящий из качественно одинаковых языков описания системы и обладающего тем свойством, что число этих языков максимально необходимо для заданной цели называют конфигуратором.


50) Какой тройственной совокупностью определяются агрегаты-структуры?

объекта, цели и средств моделирования.

объекта, системы и средств моделирования.

объекта, системы и элементов моделирования.

Тема 11

51) Что такое выбор?

Перенос информации во времени и в пространстве, получение новой информации.

Действие, придающее всей деятельности целенаправленность.

Принятие решения над множеством альтернатив.


52) Назовите два важных этапа системного анализа:

  1. порождение множества альтернатив, на котором предстоит осуществлять выбор;
  2. определение единственного решения.

  1. порождение множества альтернатив, на котором предстоит осуществлять выбор;
  2. оценка и сравнение альтернатив.

  1. порождение множества альтернатив, на котором предстоит осуществлять выбор;
  2. определение целей, ради достижения которых производится выбор.


53) Суть критериального языка?

Каждую отдельно взятую альтернативу можно оценить конкретным числом (значением критерия), и сравнение альтернатив сводится к сравнению соответствующих им чисел.

Каждую дополнительную альтернативу можно оценить конкретным числом (значением критерия), и сравнение альтернатив сводится к сравнению соответствующих им чисел.

Каждую отдельно взятую главную альтернативу можно оценить конкретным числом (значением критерия), и сравнение альтернатив сводится к сравнению соответствующих им чисел.


54) Суть поиска альтернативы с заданными свойствами?

Заранее могут быть указаны значения общих критериев (или их границы). Задача состоит в том, чтобы найти альтернативу, удовлетворяющую этим требованиям, либо, установив, что такая альтернатива во множестве отсутствует, найти в альтернативу, которая подходит к поставленным целям ближе всего.


Заранее могут быть указаны значения частных и общих критериев (или их границы). Задача состоит в том, чтобы найти альтернативу, удовлетворяющую этим требованиям, либо, установив, что такая альтернатива во множестве отсутствует, найти в альтернативу, которая подходит к поставленным целям ближе всего.

Заранее могут быть указаны значения частных критериев (или их границы). Задача состоит в том, чтобы найти альтернативу, удовлетворяющую этим требованиям, либо, установив, что такая альтернатива во множестве отсутствует, найти в альтернативу, которая подходит к поставленным целям ближе всего.


55) Суть нахождение паретовского множества?

В результате последовательного сравнения альтернатив все худшие по всем критериям альтернативы отбрасываются, а все оставшиеся несравнимые между собой принимаются.

В результате по парного сравнения альтернатив все худшие по всем критериям альтернативы отбрасываются, а все оставшиеся несравнимые между собой принимаются.

В результате по парного сравнения альтернатив все лучшие по всем критериям альтернативы отбрасываются, а все оставшиеся несравнимые между собой принимаются.


56) Суть языка бинарных отношений?

Рассматривать альтернативу не в отдельности, а все вместе и нахождение какая из них более предпочтительна.

Рассматривать альтернативу не в отдельности, а в паре с другой и нахождение какая из них более предпочтительна.

Рассматривать альтернативу не в отдельности, а со всеми другими и нахождение какая из них более предпочтительна.


57) Перечислите три языка выбора?

Критериальный, язык бинарных отношений и язык функций выбора.

Паретовский, язык бинарных отношений и язык функций выбора.

Критериальный, язык бинарных отношений и язык альтернативного выбора.

Тема 12

58) Назовите три класса проблем:

Хорошо структурированные или количественно выраженные проблемы, неструктурированные или качественно выраженные проблемы, слабоструктурированные (смешанные проблемы).

Плохо структурированные или количественно выраженные проблемы, неструктурированные или качественно выраженные проблемы, слабо структурированные (смешанные проблемы).

Плохо структурированные или количественно выраженные проблемы, хорошо структурированные или качественно выраженные проблемы, слабо структурированные (смешанные проблемы).


59) Какие проблемы называют хорошо структурированными (количественно выраженными) проблемами?

Проблемы, которые описываются лишь на содержательном уровне и решаются с использованием неформальных процедур.

Проблемы, которые содержат количественные и качественные проблемы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию

Проблемы, которые поддаются математической формализации и решаются с использованием формальных методов доменирования.


60) Какие проблемы называют неструктурированными (качественно выраженными) проблемами?

Проблемы, которые содержат количественные и качественные проблемы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доменирования.

Проблемы, которые поддаются математической формализации и решаются с использованием формальных методов.

Проблемы, которые описываются лишь на содержательном уровне и решаются с использованием неформальных процедур.


61) Какие проблемы называют слабоструктурированными проблемами?

Проблемы, которые содержат количественные и качественные проблемы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доменирования.

Проблемы, которые поддаются математической формализации и решаются с использованием формальных методов.

Проблемы, которые описываются лишь на содержательном уровне и решаются с использованием неформальных процедур.


62) Какие методы используются при решении хорошо структурированных проблем?

Методы экспертных оценок.

Математические методы.

Методы системного анализа.


64) Какие методы используются при решении неструктурированных проблем?

Методы системного анализа.

Методы экспертных оценок.

Математические методы.


65) Какие методы используются при решении слабоструктурированных проблем?

Целесообразно использовать методы системного анализа.

Целесообразно использовать математические методы.

Целесообразно использовать методы экспертных оценок.


66) Назовите основные этапы системного анализа (по В. В. Дружинину):

  1. выбор проблемы
  2. Описание
  3. установление критериев
  4. выбор путей решения
  5. декомпозиция (разбивка по частям)(нашли решение по частям)
  6. композиция (т.е. «склеиваем» решения частей все вместе)
  7. решение (выбираем наилучшее решение)

  1. выделение проблемы
  2. Описание
  3. установление критериев
  4. идеализация (т.е. предельное упрощение, попытка построения модели)
  5. декомпозиция (разбивка по частям)(нашли решение по частям)
  6. композиция (т.е. «склеиваем» решения частей все вместе)
  7. решение (выбираем наилучшее решение)

  1. выделение проблемы
  2. Описание
  3. установление критериев
  4. идеализация (т.е. предельное упрощение, попытка построения модели)
  5. формирование альтернативных решений
  6. получение информации на основе модели
  7. решение (выбираем наилучшее решение)


67) В научный инструментарий системного анализа входят следующие методы:

  • метод сценариев (пытаются дать описание системы)
  • метод дерева целей (есть конечная цель, она разбивается на подцели, подцели на проблемы и т.д., т.е. декомпозиция до задач, которые мы можем решить)
  • метод морфологического анализа (для изобретений)
  • методы декомпозиции
  • неструктурированный метод
  • методы ИО (скалярная opt)
  • методы векторной оптимизации
  • методы имитационного моделирования (например, GPSS)
  • структурированные методы
  • матричные методы
  • методы экономического анализа и др.

  • метод сценариев (пытаются дать описание системы)
  • метод дерева целей (есть конечная цель, она разбивается на подцели, подцели на проблемы и т.д., т.е. декомпозиция до задач, которые мы можем решить)
  • метод морфологического анализа (для изобретений)
  • методы экспертных оценок
  • вероятностно-статистические методы (теория МО, игр и т.д.)
  • кибернетические методы (объект в виде черного ящика)
  • методы декомпозиции
  • методы векторной оптимизации
  • методы имитационного моделирования (например, GPSS)
  • сетевые методы
  • структурированные методы
  • методы экономического анализа и др.

  • метод сценариев (пытаются дать описание системы)
  • метод дерева целей (есть конечная цель, она разбивается на подцели, подцели на проблемы и т.д., т.е. декомпозиция до задач, которые мы можем решить)
  • метод агрегирования
  • методы экспертных оценок
  • вероятностно-статистические методы (теория МО, игр и т.д.)
  • кибернетические методы (объект в виде черного ящика)
  • методы ИО (скалярная opt)
  • методы векторной оптимизации
  • математические методы
  • сетевые методы
  • матричные методы методы экономического анализа и др.


68) Какими факторами определяется система предпочтений ЛПР?

  • текущая информация о состоянии некоторой операции и внешние условия ее протекания;
  • синтез управления;
  • юридические, экономические, социальные, психологические факторы, традиции и др.

  • понимание проблемы и перспектив развития;
  • ограничения по ресурсам, степени самостоятельности;
  • синтез управления;
  • юридические, экономические, социальные, психологические факторы, традиции и др.

  • понимание проблемы и перспектив развития;
  • текущая информация о состоянии некоторой операции и внешние условия ее протекания;
  • директивы от вышестоящих инстанций и различного рода ограничений;
  • юридические, экономические, социальные, психологические факторы, традиции и др.


69) Из каких процедур состоит системный подход к процессу принятия решений?

  1. Понимание проблемы и перспектив развития.
  2. Выделяется множество потенциально возможных решений.
  3. Из их числа отбирается множество конкурирующих решений.
  4. Выбирается рациональное решение с учетом системы предпочтений ЛПР.

  1. Выделяется множество потенциально возможных решений.
  2. Из их числа отбирается множество конкурирующих решений.
  3. Выбирается рациональное решение с учетом системы предпочтений ЛПР.

  1. Понимание проблемы и директивы от вышестоящих инстанций
  2. Отбор множество рациональных решений.
  3. Выбирается рациональное решение с учетом системы предпочтений ЛПР.


70) Назовите методы экспертных оценок:

Методы формирования индивидуальных экспертных оценок и методы формирования коллективных экспертных оценок.

Методы формирования индивидуальных экспертных оценок и методы мозговой атаки.

Методы деловой игры и методы формирования коллективных экспертных оценок.


71) Какие типы шкал служат для формализации эвристической информации?

  1. шкала классификаций, позволяющая изучать исследуемые объекты с помощью тех или иных чисел;
  2. шкала порядка, позволяющая упорядочить исследуемые объекты по какому-либо признаку;
  3. шкала интервалов, позволяющая приписать исследуемым объектам относительные числовые значения;
  4. шкала отношений, позволяющая приписать исследуемым объектам абсолютные числовые значения.

  1. шкала классификаций, позволяющая изучать исследуемые объекты с помощью тех или иных чисел;
  2. шкала порядка, позволяющая упорядочить исследуемые объекты по какому-либо признаку;
  3. шкала интервалов, позволяющая приписать исследуемым объектам вероятностные числовые значения;
  4. шкала отношений, позволяющая приписать исследуемым объектам абсолютные числовые значения.

  1. шкала классификаций, позволяющая изучать исследуемые объекты с помощью тех или иных чисел;
  2. шкала порядка, позволяющая упорядочить исследуемые объекты по какому-либо признаку;
  3. шкала интервалов, позволяющая приписать исследуемым объектам вероятностные числовые значения;
  4. шкала отношений, позволяющая приписать исследуемым объектам неотрицательные числовые значения.


72) Суть метода парных сравнений?

Осуществляются сравнения целей во всех возможных сочетаниях. В каждой паре выделяется наиболее предпочтительная цель. И это предпочтение выражается с помощью оценки по какой-либо шкале. Обработка матрицы оценок позволяет найти веса целей, характеризующие их относительную важность.

Осуществляются парные сравнения целей по относительной важности. В каждой паре выделяется наиболее предпочтительная цель. И это предпочтение выражается с помощью оценки по какой-либо шкале. Обработка матрицы оценок позволяет найти веса целей, характеризующие их относительную важность.

Осуществляются парные сравнения целей во всех возможных сочетаниях. В каждой паре выделяется наиболее предпочтительная цель. И это предпочтение выражается с помощью оценки по какой-либо шкале. Обработка матрицы оценок позволяет найти веса целей, характеризующие их относительную важность.


73) Суть метода последовательных сравнений?

Все цели располагаются в виде массива в порядке возрастания их важности и назначаются предварительные оценки целей. Первая цель массива сравнивается со всеми возможными комбинациями ниже стоящих целей. Вторая цель массива сравнивается со всеми возможными комбинациями ниже стоящих целей и т.д. Производится запись скорректированных оценок и расчет на их основе весов целей.

Все цели располагаются в виде массива в порядке убывания их важности и назначаются предварительные оценки целей. Первая цель массива сравнивается со всеми возможными комбинациями ниже стоящих целей. Вторая цель массива сравнивается со всеми возможными комбинациями ниже стоящих целей и т.д. Производится запись скорректированных оценок и расчет на их основе весов целей.

Все цели располагаются в виде массива в порядке убывания их важности и назначаются предварительные оценки целей. Первая цель массива не сравнивается. Вторая цель массива сравнивается со всеми возможными комбинациями выше стоящих целей и т.д. Производится запись скорректированных оценок и расчет на их основе весов целей.


74) Суть метода взвешивания экспертных оценок?

Если имеется m Экспертов: Э1, Э2, ..., Эm, которые характеризуются оценками компетентности: R1, R2, ..., Rm. Все эксперты проводят оценку целей. Z1, Z2, ..., Zn. В результате m независимых экспертиз получена матрица весов целей.

Если имеется m Экспертов: Э1, Э2, ..., Эm, которые характеризуются оценками компетентности: R1, R2, ..., Rm. Каждый эксперт независимо от других экспертов проводит оценку целей. Z1, Z2, ..., Zn. В результате m независимых экспертиз получена матрица весов целей.

Если имеется m Экспертов: Э1, Э2, ..., Эm, которые характеризуются оценками компетентности: R1, R2, ..., Rm. Каждый эксперт независимо от других экспертов проводит оценку целей. Z1, Z2, ..., Zn. В результате m независимых экспертиз все цели располагаются в виде массива в порядке убывания их важности.


75) От каких факторов зависит компетентность экспертов?

  • занимаемой должности;
  • ученой степени;
  • ученого звания;
  • опыта практической работы;
  • числа научных трудов;
  • знания достижений науки и техники;
  • понимания проблем и перспектив развития и др.

  • занимаемой должности;
  • ученой степени;
  • ученого звания;
  • возраста эксперта;
  • числа научных трудов;
  • знания достижений науки и техники;
  • понимания проблем и перспектив развития и др.

  • занимаемой должности;
  • ученой степени;
  • материального состояния;
  • опыта практической работы;
  • числа научных трудов;
  • знания достижений науки и техники;
  • понимания проблем и перспектив развития и др.


76) Суть метода предпочтения?

Пусть имеется m экспертов: Э1, Э2, ..., Эm и n целей: Z1, Z2, ..., Zn Каждый эксперт проводит оценку целей, пользуясь числами натурального ряда. Наименее важной цели присваивается 1, более важной -2 и т.д. В этих условиях веса целей определяются следующим образом:

  1. Составляется исходная матрица предпочтений
  2. Составляется модифицированная матрица предпочтений.
  3. Находятся суммарные оценки предпочтений по каждой цели:
  4. Вычисляются исходные веса целей

Пусть имеется m экспертов: Э1, Э2, ..., Эm и n целей: Z1, Z2, ..., Zn Каждый эксперт проводит оценку целей, пользуясь числами целого ряда. Наиболее важной цели присваивается 1, менее важной -0 и т.д. В этих условиях веса целей определяются следующим образом:

  1. Составляется исходная матрица предпочтений
  2. Составляется модифицированная матрица предпочтений.
  3. Находятся суммарные оценки предпочтений по каждой цели:
  4. Вычисляются исходные веса целей

Пусть имеется m экспертов: Э1, Э2, ..., Эm и n целей: Z1, Z2, ..., Zn Каждый эксперт проводит оценку целей, пользуясь числами натурального ряда. Наиболее важной цели присваивается 1, менее важной -2 и т.д. В этих условиях веса целей определяются следующим образом:

  1. Составляется исходная матрица предпочтений
  2. Составляется модифицированная матрица предпочтений.
  3. Находятся суммарные оценки предпочтений по каждой цели:
  4. Вычисляются исходные веса целей


77) Суть метода ранга:

Имеется m экспертов Э1, Э2, ..., Эm и n целей Z1, Z2, ..., Zn Каждый эксперт проводит оценку целей, пользуясь 10-бальной шкалой, причем оценки могут быть как целыми, так и дробными. В этих условиях веса целей определяются следующим образом:

  1. Составляется матрица оценок экспертов.
  2. Составляется матрица нормированных оценок.
  3. Вычисляются искомые веса целей.

Имеется m экспертов Э1, Э2, ..., Эm и n целей Z1, Z2, ..., Zn Каждый эксперт проводит оценку целей, пользуясь 100-бальной шкалой, причем оценки являются дробными. В этих условиях веса целей определяются следующим образом:

  1. Составляется матрица оценок экспертов.
  2. Составляется матрица нормированных оценок.
  3. Вычисляются искомые веса целей.

Имеется m экспертов Э1, Э2, ..., Эm и n целей Z1, Z2, ..., Zn Каждый эксперт проводит оценку целей, пользуясь 100-бальной шкалой, причем оценки могут быть только целыми. В этих условиях веса целей определяются следующим образом:

  1. Составляется матрица оценок экспертов.
  2. Составляется матрица нормированных оценок.
  3. Вычисляются искомые веса целей.


78) Суть метода полного по парного сопоставления:

Имеется m экспертов Э1, Э2, ..., Эm и n целей Z1, Z2, ..., Zn Каждый эксперт проводит по парное сопоставление целей в прямом направлении, формируя матрицу частот, превалирования целей друг над другом, причем общее число суждений эксперта определяется формулой. В прямом направлении заполняем только наддиагональную часть. Это более точный метод. В этих условиях веса целей определяются следующим образом:

  1. Формируются матрицы частот (каждый эксперт заполняет свою матрицу). Смысл частот: характеризуют предпочтение одной цели перед другой.
  2. Определяются оценки предпочтений.
  3. Определяются нормированные оценки.
  4. Вычисляются искомые веса целей.

Имеется m экспертов Э1, Э2, ..., Эm и n целей Z1, Z2, ..., Zn Каждый эксперт проводит по парное сопоставление целей в прямом и обратном направлениях, формируя матрицу частот, превалирования целей друг над другом, причем общее число суждений эксперта определяется формулой. В прямом и обратном направлении, т.е. заполняем не только наддиагональную часть. Это более точный метод. В этих условиях веса целей определяются следующим образом:

  1. Формируются матрицы частот (каждый эксперт заполняет свою матрицу). Смысл частот: характеризуют предпочтение одной цели перед другой.
  2. Определяются оценки предпочтений.
  3. Определяются нормированные оценки.
  4. Вычисляются искомые веса целей.

Имеется m экспертов Э1, Э2, ..., Эm и n целей Z1, Z2, ..., Zn Каждый эксперт проводит оценку целей, пользуясь 10-бальной шкалой, формируя матрицу частот, превалирования целей друг над другом, причем общее число суждений эксперта определяется формулой. В этих условиях веса целей определяются следующим образом:

  1. Формируются матрицы частот (каждый эксперт заполняет свою матрицу). Смысл частот: характеризуют предпочтение одной цели перед другой. 2.Определяются оценки предпочтений.
  2. Определяются нормированные оценки.
  3. Вычисляются искомые веса целей.


79) Суть ранжирование проектов методом парных сравнений:

Пусть имеется m экспертов Э1, Э2, ..., Эm и n проектов,..., подлежащих оценке. Рассмотрим метод экспертных оценок, позволяющий ранжировать проекты по их важности:

  1. Эксперты осуществляют по парное сравнение проектов, оценивая их важность в долях единицы.
  2. Находятся оценки, характеризующие предпочтение одного из проектов над всеми прочими проектами.
  3. Вычисляются веса проектов.

Полученные веса позволяют ранжировать проекты по их важности.

Пусть имеется m экспертов Э1, Э2, ..., Эm и n проектов,..., подлежащих оценке. Рассмотрим метод экспертных оценок, позволяющий ранжировать проекты по их важности:

  1. Эксперты оценивают важность проектов в долях единицы.
  2. Находятся оценки, характеризующие предпочтение одного из проектов над всеми прочими проектами.
  3. Вычисляются веса проектов. Полученные веса позволяют ранжировать проекты по их важности.

Пусть имеется m экспертов Э1, Э2, ..., Эm и n проектов,..., подлежащих оценке. Рассмотрим метод экспертных оценок, позволяющий ранжировать проекты по их важности:

  1. Эксперты оценивают важность проектов в долях единицы.
  2. Составляется матрица нормированных оценок..
  3. Вычисляются веса проектов. Полученные веса позволяют ранжировать проекты по их важности.


80) Суть ранжирование критериев по их важности методом Перстоуна:

Пусть имеется m экспертов Э1, Э2, ..., Эm и n критериев K1, K2, ..., Kn, подлежащих оценке.

  1. Эксперты оценивают важность критериев, пользуясь числами натурального ряда.
  2. Находятся частоты, характеризующие предпочтение критериев.
  3. Осуществляется переход от частот к шкальным оценкам.
  4. Вычисляются веса критериев.

Пусть имеется m экспертов Э1, Э2, ..., Эm и n критериев K1, K2, ..., Kn, подлежащих оценке.

  1. Каждый эксперт проводит оценку целей, пользуясь 10-бальной шкалой, причем оценки могут быть как целыми, так и дробными.
  2. Находятся частоты, характеризующие предпочтение критериев в парных сравнениях.
  3. Осуществляется переход от частот к шкальным оценкам.
  4. Вычисляются веса критериев.

Пусть имеется m экспертов Э1, Э2, ..., Эm и n критериев K1, K2, ..., Kn, подлежащих оценке.

  1. Эксперты оценивают важность критериев, пользуясь числами натурального ряда.
  2. Находятся частоты, характеризующие предпочтение критериев в парных сравнениях.
  3. Осуществляется переход от частот к шкальным оценкам.
  4. Вычисляются веса критериев.


81) Суть поиска результирующего ранжирования на основе алгоритма Кемени-Снелла:

  1. Экспертами в парных сравнениях определяются матрицы бинарных предпочтений с оценками pik=+1, если Ki предпочтительнее Кk.
  2. Определяется матрица потерь с оценками
  3. Выполняется обработка матрицы потерь.
  4. Находится искомое результирующее ранжирование.

  1. Исходя из ранжирований определяются матрицы бинарных предпочтений с оценками pik=+1, если Ki предпочтительнее Кk.
  2. Определяется матрица потерь с оценками
  3. Выполняется обработка матрицы потерь.
  4. Находится искомое результирующее ранжирование.

  1. Исходя из ранжирований определяются матрицы бинарных предпочтений с оценками pik=+1, если Ki предпочтительнее Кk.
  2. Составляется матрица оценок.
  3. Выполняется обработка матрицы.
  4. Находится искомое результирующее ранжирование.


82) Суть выбора рациональной структуры системы методом экспертных оценок:

Рассмотрим метод экспертных оценок, который предполагает использование m экспертов Э1, Э2, ..., Эm, выполняющих оценку n конкурирующих вариантов в системе. В1, В2, ..., Вn.

  1. Составляется матрица взаимных оценок компетентности экспертов.
  2. На основе полученной матрицы вычисляется рад характеристик:

    • оценки компетентности экспертов;
    • дисперсии оценок экспертов.
  3. Составляется матрица оценок конкурирующих вариантов системы.
  4. На основе полученной матрицы вычисляется ряд характеристик.

    • Коэффициенты предпочтительности вариантов;
    • Дисперсии оценок вариантов.

Рассмотрим метод экспертных оценок, который предполагает использование m экспертов Э1, Э2, ..., Эm, выполняющих оценку n конкурирующих вариантов в системе. В1, В2, ..., Вn.

  1. Составляется матрица оценок компетентности экспертов методом последовательных сравнений.
  2. На основе полученной матрицы вычисляется рад характеристик:

    • оценки компетентности экспертов;
    • дисперсии оценок экспертов.
  3. Составляется матрица оценок конкурирующих вариантов системы.
  4. На основе полученной матрицы вычисляется ряд характеристик.

    • Коэффициенты предпочтительности вариантов;
    • Дисперсии оценок вариантов.

Рассмотрим метод экспертных оценок, который предполагает использование m экспертов Э1, Э2, ..., Эm, выполняющих оценку n конкурирующих вариантов в системе. В1, В2, ..., Вn.

  1. Составляется матрица оценок компетентности экспертов методом по парных сравнений.
  2. На основе полученной матрицы вычисляется рад характеристик:

    • оценки компетентности экспертов;
    • дисперсии оценок экспертов.
  3. Составляется матрица оценок конкурирующих вариантов системы.
  4. На основе полученной матрицы вычисляется ряд характеристик.

    • Коэффициенты предпочтительности вариантов;
    • Дисперсии оценок вариантов.


83) Суть энтролийной оценки согласованности экспертов:

Пусть имеется m экспертов Э1, Э2, ..., Эm, которые проводят оценку n-целей Z1, Z2, ..., Zn, пользуясь методом по парных сравнений. По результатам экспертизы необходимо найти:

  1. Коллективные экспертные оценки, позволяющие выбрать наиболее предпочтительный вариант.
  2. Оценки согласованности экспертов, подтверждающие достоверность коллективных экспертных оценок.

Пусть имеется m экспертов Э1, Э2, ..., Эm, которые проводят оценку n-целей Z1, Z2, ..., Zn, пользуясь какой-либо шкалой порядка, например, 10-тибальной шкалой. По результатам экспертизы необходимо найти:

  1. Коллективные экспертные оценки, позволяющие выбрать наиболее предпочтительный вариант.
  2. Оценки согласованности экспертов, подтверждающие достоверность коллективных экспертных оценок.

Пусть имеется m экспертов Э1, Э2, ..., Эm, которые проводят оценку n-целей Z1, Z2, ..., Zn, пользуясь методом взвешивания экспертных оценок. По результатам экспертизы необходимо найти:

  1. Коллективные экспертные оценки, позволяющие выбрать наиболее предпочтительный вариант.
  2. Оценки согласованности экспертов, подтверждающие достоверность коллективных экспертных оценок.


84) На какие классы принято разделять все цели?

Системные цели, текущие цели, цели развития или новые цели.

Системные цели, цели-аналоги, цели развития или новые цели.

Функциональные цели, цели-аналоги, цели развития или новые цели.


85) Какие цели называют функциональными?

Цели, которые достигались какой-либо системой, однако никогда не достигались данной системой. Создание ЛВС; создание роботизированной технологической линии.

Цели, которые никогда и никакой системой ранее не достигались: создание ОГАС (общегосударственной системы управления); создание ЭВМ 5 поколения и др.

Цели, способ достижения которых известен и которые уже достигались в данной системе (выполнение производственного плана). Выпуск дипломированных специалистов.


86) Какие цели называют цели-аналоги?

Цели, которые никогда и никакой системой ранее не достигались: создание ОГАС (общегосударственной системы управления); создание ЭВМ 5 поколения и др.

Цели, которые достигались какой-либо системой, однако никогда не достигались данной системой. Создание ЛВС; создание роботизированной технологической линии.

Цели, способ достижения которых известен и которые уже достигались в данной системе (выполнение производственного плана). Выпуск дипломированных специалистов.


87) Какие цели называют цели развития?

Цели, которые никогда и никакой системой ранее не достигались: создание ОГАС (общегосударственной системы управления); создание ЭВМ 5 поколения и др.

Цели, способ достижения которых известен и которые уже достигались в данной системе (выполнение производственного плана). Выпуск дипломированных специалистов.

Цели, которые достигались какой-либо системой, однако никогда не достигались данной системой. Создание ЛВС; создание роботизированной технологической линии.


88) Какие способы служат для генерации целей?

  • натурные эксперименты;
  • математическое моделирование;
  • аналитический анализ.

  • натурные эксперименты;
  • математическое моделирование;
  • правдоподобное рассуждение.

  • системный анализ;
  • математическое моделирование;
  • правдоподобное рассуждение.


89) Что собой представляет дерево целей?

Многоуровневый граф, отражающий иерархию частных целей и задач, возникающих в результате структуризации конечной цели.

Матрица частных целей и задач, возникающих в результате структуризации конечной цели.

Перечень частных целей и задач, расположенных по сложности начиная с простейшей, возникающих в результате структуризации конечной цели.


90) На какие принципы опирается процесс структуризации конечной цели?

  1. Стратегия достижения конечной цели из самой цели в результате ее синтеза.
  2. В процессе декомпозиции конечная цель разбивается на подцели, затем каждая из подцелей разбивается на более простые цели и т.д.
  3. Декомпозиция конечной цели осуществляется до уровня таких задач, которые возможно решить и с которых возможно начать операцию по достижению конечных целей.

  1. Стратегия достижения конечной цели из самой цели в результате ее декомпозиции.
  2. В процессе декомпозиции конечная цель разбивается на подцели, затем каждая из подцелей разбивается на более простые цели и т.д.
  3. Декомпозиция конечной цели осуществляется до уровня таких задач, с которых возможно начать операцию по достижению конечных целей.

  1. Стратегия достижения конечной цели из самой цели в результате ее декомпозиции.
  2. В процессе декомпозиции конечная цель разбивается на подцели, затем каждая из подцелей разбивается на более простые цели и т.д.
  3. Декомпозиция конечной цели осуществляется до уровня таких задач, которые возможно решить и с которых возможно начать операцию по достижению конечных целей.


91) Что такое целевая комплексная программа?

Одна из форм реализации программно-целевого метода, который получает широкое распространение для решения крупных народно-хозяйственных проблем.

Одна из форм реализации программно-целевого метода, который получает широкое распространение для решения технических проблем.

Одна из форм реализации программно-целевого метода, который получает широкое распространение для решения экономических, политических и военных проблем.


92) Характерные признаки целевой комплексной программы?

  1. Направлена на определение проблемы.
  2. Учитывает множество факторов, необходимых для достижения цели.
  3. Представляет собой организованную совокупность мероприятий, позволяющих перевести некую систему из настоящего состояния в желаемое будущее состояние.

  1. Направлена на определенный конечный результат.
  2. Учитывает множество факторов, необходимых для достижения цели.
  3. Представляет собой организованную совокупность мероприятий, позволяющих перевести некую систему из настоящего состояния в желаемое будущее состояние.

  1. Направлена на определенный конечный результат.
  2. Изучает некую систему в настоящем состоянии.
  3. Представляет собой организованную совокупность мероприятий, позволяющих перевести некую систему из настоящего состояния в желаемое будущее состояние.


93) Какие цели-аналоги обычно имеют ЦКП?

  1. Создание и вывод в действие головных объектов в новой технике.
  2. Создание и внедрение АСУ различных уровней, САПР и ВЦКП.
  3. Разработка и внедрение в производство высокоэффективных технологических процессов.
  4. Создание и освоение в производстве новых видов машин, оборудования и продуктов.
  5. Обучение и ввод в производство квалифицированных специалистов.
  6. Решение проблем, связанных с развитием принципиально новых направлений науки и техники и др.

  1. Создание и вывод в действие головных объектов в новой технике.
  2. Создание и внедрение АСУ различных уровней, САПР и ВЦКП.
  3. Разработка и внедрение в производство высокоэффективных технологических процессов.
  4. Создание и освоение в производстве новых видов машин, оборудования и продуктов.
  5. Создание и внедрение методов и средств охраны окружающей среды.
  6. Решение проблем, связанных с развитием принципиально новых направлений науки и техники и др.

  1. Создание и вывод в действие головных объектов в новой технике.
  2. Создание и внедрение АСУ различных уровней, САПР и ВЦКП.
  3. Разработка и внедрение в производство высокоэффективных технологических процессов.
  4. Создание и освоение в производстве новых видов машин, оборудования и продуктов.
  5. Создание и внедрение методов и средств охраны окружающей среды.
  6. Подготовка соответствующей законодательной базы.


94) Что такое прогнозирование?

Процесс формирования вероятного суждения о будущем состоянии некоторого объекта на основе анализа тенденции его развития.

Процесс формирования суждения о настоящем состоянии некоторого объекта на основе анализа тенденции его развития.

Процесс формирования вероятного суждения о будущем состоянии некоторого объекта на основе анализа его настоящего состояния.


95) Назвать 4 группы методов прогнозирования:

  1. Методы, которые базируются на фактографической информации, представленной обычно в виде временных рядов.
  2. методы, которые базируются на эвристической информации, полученной от высококвалифицированных специалистов.
  3. Методы, которые основаны на физических и химических законах.
  4. Комплексные методы, которые основаны на сочетании различных методов прогнозирования и средств реализации.

  1. Методы, которые базируются на фактографической информации, представленной обычно в виде временных рядов.
  2. методы, которые базируются на эвристической информации, полученной от высококвалифицированных специалистов.
  3. Методы, которые основаны на принципе аналогии: биологической, исторической или математической.
  4. Комплексные методы, которые основаны на сочетании различных методов прогнозирования и средств реализации.

  1. Методы, которые базируются на фактографической информации, представленной обычно в виде временных рядов.
  2. методы, которые базируются на эвристической информации, полученной от высококвалифицированных специалистов.
  3. Методы, которые основаны на принципе аналогии: биологической, исторической или математической.
  4. Методы, которые основаны на сочетании различных методов прогнозирования и планирования.


96) Назвать модификацию метода морфологического ящика Ф. Цвикки?

  1. Определяется целевое назначение искомого технического объекта
  2. Исходя из целевого назначения объект разделяется на важнейшие функциональные узлы.
  3. Для каждого функционального узла, независимо от других узлов, находится множество технических решений.
  4. Составляется морфологическая матрица, содержащая возможные технические решения
  5. На основе матрицы выбирается техническое решение для объекта в целом.

  1. Определяется целевое назначение искомого технического объекта
  2. Исходя из целевого назначения объект разделяется на важнейшие функциональные узлы.
  3. Для каждого функционального узла, независимо от других узлов, находится множество технических решений.
  4. Составляется дерево целей, содержащее возможные технические решения
  5. На основе дерева целей выбирается техническое решение для объекта в целом.

  1. Определяется целевое назначение искомого технического объекта
  2. Исходя из целевого назначения объект разделяется на важнейшие функциональные узлы.
  3. Для каждого функционального узла, независимо от других узлов, находится множество технических решений.
  4. Состоится морфологическая матрица, содержащая возможные технические решения
  5. На основе матрицы выбирается техническое решение для каждого функционального узла.


97) Что предусматривает системный подход?

Отбор допустимых вариантов системы, исходя из заданных требований, оценку этих вариантов по стоимости и выбор варианта с максимальной стоимостью.

Отбор допустимых вариантов системы, исходя из заданных требований, оценку этих вариантов по качеству и выбор варианта с минимальной стоимостью.

Отбор допустимых вариантов системы, исходя из заданных требований, оценку этих вариантов по стоимости и выбор варианта с минимальной стоимостью.


98) Отличие системной процедуры взвешивания от традиционной?

Традиционная процедура взвешивания обеспечивает удвоение точности по сравнению с системной процедурой.

Системная процедура взвешивания обеспечивает удвоение точности по сравнению с традиционной процедурой.

Системная процедура взвешивания обеспечивает утроение точности по сравнению с традиционной процедурой.


99) Что позволяет осуществить формула Бейеса?

Формула Бейеса позволяет осуществить переоценку альтернатив в результате эксперимента. Наличие дополнительной информации уменьшает априорную неопределенность. Поэтому степень доверия к апостериорным вероятностям должна быть больше, чем к соответствующим априорным вероятностям.

Формула Бейеса позволяет осуществить оценку дополнительной информации, поступающей в результате эксперимента. Наличие дополнительной информации уменьшает априорную неопределенность. Поэтому степень доверия к апостериорным вероятностям должна быть больше, чем к соответствующим априорным вероятностям.

Формула Бейеса позволяет осуществить переоценку альтернатив с учетом дополнительной информации, поступающей в результате эксперимента. Наличие дополнительной информации уменьшает априорную неопределенность. Поэтому степень доверия к апостериорным вероятностям должна быть больше, чем к соответствующим априорным вероятностям.


100) В каких условиях может осуществляться процесс оптимизации решений?

  1. Определенности, когда имеется достоверная информация о состоянии внешней среды.
  2. Риска, когда возможно задеть вероятностное распределение для состояний внешней среды.
  3. Неопределенности, когда о состояниях внешней среды есть лишь общие представления.
  4. Противодействие, когда внешнюю среду представляет сознательный противник.

  1. Определенности, когда имеется достоверная информация о состоянии внешней среды.
  2. Риска, когда возможно задеть вероятностное распределение для состояний внешней среды.
  3. Неопределенности, когда о состояниях внутренней среды есть лишь общие представления.
  4. Противодействие, когда внешнюю среду представляет сознательный противник.

  1. Определенности, когда имеется достоверная информация о состоянии внутренней среды.
  2. Риска, когда возможно задеть вероятностное распределение для состояний внешней среды.
  3. Неопределенности, когда о состояниях внешней среды есть лишь общие представления.
  4. Противодействие, когда внешнюю среду представляет сознательный противник.


101) Как принято называть операции, проводимые в условиях риска и неопределенности?

Вероятностными.

Играми с природой.

Неопределенными.


102) Что характерно для операций проводимых в условиях риска?

Наличие неполноты информации в отношении внешней среды.

Наличие неполноты информации в отношении внутренней среды.

Наличие неполноты информации в отношении внешней и внутренней среды.


103) Охаректиризовать сущность информационного взаимодействия при формировании облика:

  1. Представители внутреннего проектирования разрабатывают предварительный вариант ТЗ, который содержит набор требований к системе и вектор частных критериев эффективности, определяющих систему предпочтений ЛПР.
  2. На этой основе представители внешнего проектирования выявляют исходное множество альтернативных структур, осуществляют их анализ и определяют множество конкурирующих структур, которые предъявляются ЛПР.
  3. Представители внешнего проектирования решают задачу выбор рациональной структуры, уточняя свою систему предпочтений. Описание рациональной структуры и уточненный вектор частных критериев эффективности закладывается в окончательный вариант ТЗ.
  4. Получив окончательный вариант ТЗ представители внутреннего проектирования составляют ТП на разработку системы, и этот документ становится основой для решения задач внутреннего проектирования.

  1. Представители внешнего проектирования разрабатывают предварительный вариант ТЗ, который содержит набор требований к системе и вектор частных критериев эффективности, определяющих систему предпочтений ЛПР.
  2. На этой основе представители внутреннего проектирования выявляют исходное множество альтернативных структур, осуществляют их анализ и определяют множество конкурирующих структур, которые предъявляются ЛПР.
  3. Представители внешнего проектирования решают задачу выбор рациональной структуры, уточняя свою систему предпочтений. Описание рациональной структуры и уточненный вектор частных критериев эффективности закладывается в окончательный вариант ТЗ.
  4. Получив окончательный вариант ТЗ представители внутреннего проектирования составляют ТП на разработку системы, и этот документ становится основой для решения задач внутреннего проектирования.

  1. Представители внешнего проектирования разрабатывают предварительный вариант ТЗ, который содержит набор требований к системе и вектор частных критериев эффективности, определяющих систему предпочтений ЛПР. 2. На этой основе представители внутреннего проектирования выявляют исходное множество альтернативных структур, осуществляют их анализ и определяют

    множество конкурирующих структур, которые предъявляются ЛПР.

  2. Представители внутреннего проектирования решают задачу выбор рациональной структуры, уточняя свою систему предпочтений. Описание рациональной структуры и уточненный вектор частных критериев эффективности закладывается в окончательный вариант ТЗ.
  3. Получив окончательный вариант ТЗ представители внешнего проектирования составляют ТП на разработку системы, и этот документ становится основой для решения задач внутреннего проектирования.


104) Какая основная задача системного проектирования?

Формирование структурной концепции системы с незначительным изменением детализации и непременно с увязкой требований и возможностей соответственно внешнего и внутреннего проектирования.

Формирование структурной концепции системы без изменений детализации и с возможной увязкой требований и возможностей соответственно внешнего и внутреннего проектирования.

Формирование структурной концепции системы без изменений детализации и непременно с увязкой требований и возможностей соответственно внешнего и внутреннего проектирования.


105) Чем обусловлена природа многокритериальности в задачах системного проектирования?

  1. множество технических требований, которые предъявляются к системе;
  2. множество структурных элементов, входящих в состав системы;
  3. множество внешних условий, в которых возможна эксплуатация системы;
  4. множество типовых режимов, в которых возможна эксплуатация системы;
  5. множество временных этапов, которые определяют интервал функционирования системы.

  1. множество технических требований, которые предъявляются к структурным элементам;
  2. множество структурных элементов, входящих в состав системы;
  3. множество внешних условий, в которых возможна эксплуатация системы;
  4. множество типовых режимов, в которых возможна эксплуатация системы;
  5. множество временных этапов, которые определяют интервал функционирования системы.

  1. множество технических требований, которые предъявляются к системе;
  2. множество структурных элементов, входящих в состав системы;
  3. множество структурных элементов, которые возможно использовать в системе;
  4. множество типовых режимов, в которых возможна эксплуатация системы;
  5. множество временных этапов, которые определяют интервал функционирования системы.


106) Какие операции включает методика сравнительной оценки 2-х структур?

  1. Конкурирующие структуры получают условное название: базовое и новое.
  2. Методом последовательного сравнения определяются веса частных критериев.
  3. По каждому частному критерию Kj определяется степень доминирования новой структуры над базовой.
  4. Полученные оценки корректируются с учетом весов.
  5. Вычисляется обобщенная оценка степени доминирования новой структуры над базовой.
  6. Исходя из обобщенной оценки выбирается рациональная структура.

  1. Методом экспертных оценок определяются веса частных критериев.
  2. По каждому частному критерию Kj определяется степень доминирования новой структуры над базовой.
  3. Полученные оценки корректируются с учетом весов.
  4. Вычисляется обобщенная оценка степени доминирования новой структуры над базовой.
  5. Исходя из обобщенной оценки выбирается рациональная структура.

  1. Конкурирующие структуры получают условное название: базовое и новое.
  2. Методом по парного сравнения определяются веса частных критериев.
  3. По каждому частному критерию Kj определяется степень доминирования новой структуры над базовой.
  4. Полученные оценки корректируются с учетом весов.
  5. Вычисляется обобщенная оценка степени доминирования новой структуры над базовой.
  6. Исходя из обобщенной оценки выбирается рациональная структура.


107) Для чего служит методика сравнительной оценки 2-х структур по степени доминирования?

Для выбора рациональной структуры из 2-х конкурирующих структур на основе дерева векторных оценок.

Для выбора рациональной структуры из 2-х конкурирующих структур на основе матрицы векторных оценок.

Для выбора рациональной структуры из 2-х конкурирующих структур на основе по парного сравнения частных критериев.


108) Какой наиболее простой и надежный метод идентификации предпочтений ЛПР?

Последовательные сравнения, на основе которых возможно построить матрицу бинарных предпочтений и организовать проверку получаемой от ЛПР информации на непротиворечивость.

Метод предпочтения, на основе которого возможно построить матрицу бинарных предпочтений и организовать проверку получаемой от ЛПР информации на непротиворечивость.

Парные сравнения, на основе которых возможно построить матрицу бинарных предпочтений и организовать проверку получаемой от ЛПР информации на непротиворечивость.


109) Для чего служит методика для экспресс анализа структур при многих критериях?

Для проверки структур на их содержание.

Для проверки структур на их допустимость.

Для проверки структур на их компетентность.


110) Для чего служит методика скаляризации векторных оценок?

Для ранжирования структур по их предпочтительности на основе матрицы векторных оценок.

Для проверки структур на их допустимость.

Для ранжирования структур по их предпочтительности на основе по парного сравнения частных критериев.

Оглавление    
Контрольная работа, «Задания» Вопросы к экзамену