Лекции и учебные пособия по системному анализу

Системный анализ

«Теория систем и системный анализ»

Ю. П. Сурмин

Оглавление    
«Возникновение и развитие системных идей» Список использованной и рекомендуемой литературы

1.3. Мир в свете системных представлений

Мировоззренческий аспект системности

По отношению к системному подходу можно выделить две мировоззренческие парадигмы. Первая признает системность как объективное свойство всего сущего, как важнейшую характеристику материи. Сегодня специальные науки убедительно доказывают системность познаваемых ими частей мира. Вселенная предстает перед нами системой систем. Конечно, понятие «система» подчеркивает ограниченность, конечность Вселенной. И, опираясь на метафизическое мышление, можно прийти к выводу, что, поскольку Вселенная — это «система», то она имеет границу, т.е. конечна. Но с диалектической точки зрения как бы ни представлять себе самую большую из систем, она всегда будет элементом другой, более обширной системы. Это справедливо и в обратном направлении, т.е. Вселенная бесконечна не только «вширь», но и «вглубь».

Отсюда возникает вторая парадигма, согласно которой системность представляет собой не свойство материи, а свойство познающего субъекта. Эта парадигма говорит о том, что мир есть такой, какой он есть, а системность представляет собой лишь способ его видения и познания. Объявление всего сущего системами отнюдь не означает, что эти объекты представляются системами. Например, куча песка или камней с большим трудом может быть названа системой. Для того чтобы доказать их системность, мы вынуждены искать основание или системообразующий фактор. Таким образом, системность — это некоторая познавательная процедура. Кроме того, в немалой степени сомнениям в системности мира способствует такое явление, как хаос, а также переходные состояния, когда нарушается системная определенность объектов.

Системность представляется и свойством всего сущего, и познавательной способностью человека, который в системных представлениях всегда реализует свои интересы. Например, строитель, рассматривая кучу камней, может «увидеть» два вида систем: куча представляет собой кучу строительного мусора или кучу строительного материала, т. е., в зависимости от интересов одно и то же явление представляется двумя принципиально разными системами.

До сих пор имеющиеся в распоряжении науки факты свидетельствуют о системной организации материи. Но вместе с тем наука доказывает относительность этого свойства, различную его интенсивность. Системность представляется развивающейся характеристикой материи. Один и тот же объект входит в различные системы, но в одних он органичен, когда системность выражена максимально, в других нет. И системность здесь носит суммативный характер.

«Системность мира», — как отмечает В. Н. Спицнадель, — «представляется в виде объективно существующей иерархии различно организованных взаимодействующих систем. Системность мышления реализуется в том, что знания представляются в виде иерархической модели взаимосвязанных моделей. Хотя люди и являются частью природы, человеческое мышление обладает определенной самостоятельностью относительно окружающего мира: мыслительные конструкции вовсе не обязаны подчиняться ограничениям мира реальных конструкций. Однако при выходе в практику неизбежны сопоставление и согласование системностей мира и мышления» [30, с.8]. Лучше сказать об этих двух видах системности нельзя. Мир системен и системно его отражение человеком.

Системность неорганической природы

Согласно современным физическим представлениям, неорганическая природа в общем виде делится на две системы — поле и вещество. Материальная сущность физического поля еще четко не определена. Но что бы из себя не представляло поле, общепризнано, что оно проявляется в различных сосуществующих, взаимодействующих и взаимопроникающих видах. Вселенная включает в себя физическое поле, электронно-позитронное, мезонное, ядерное, электромагнитное, гравитационное и другие поля. Иначе говоря, она представляет собой систему конкретных материальных полей.

Каждое конкретное поле, в свою очередь, тоже системно. Но сейчас нельзя с уверенностью сказать о том, что является элементом конкретного поля. Очевидно, оно имеет определенные уровни, т.е. как система развивается, например, от «вакуума» до четко выраженного квантового состояния. Сам же квант поля представляет собой элементарную частицу. Поэтому квант вряд ли может быть элементом конкретного поля. Скорее всего, такими элементами являются узловые «точки» структуры элементарных частиц. Существуют ясные экспериментальные доказательства существования этой структуры и масса различных способов ее изучения. Но что представляет собой структура элементарной частицы, а тем более ее узловых «точек», остается пока неясным.

Если допустить мысль о частице как высшей форме развития материи поля, то естественно предположить существование определенных «кирпичиков», которые образуют частицу и являются тем, из чего состоит физическое поле вообще, т. е. элементами системы физического поля. Их взаимодействие (полевая форма движения) и приводит к «сотворению» элементарной частицы того или иного типа.

Такая идея о сложности элементарных частиц, что каждая из них — система, состоящая из различного количества разнообразно взаимодействующих и по-разному пространственно расположенных элементарных частиц, но тождественных по своей сущности «кирпичиков» материи, позволяет объяснить взаимопревращаемость частиц и открывает путь к проникновению в глубь материи. Элементарная частица — это не только квант поля, но и то, что может лежать в основе качественно иной системы — вещества.

Вещество — чрезвычайно сложная, глубоко дифференцированная многоуровневая система. Если элементарная частица выступает и как элемент качественно иной, вещественной системы, то две и более взаимодействующие элементарные частицы представляют собой систему, которая может быть названа частичкой вещества. Так, взаимодействие протона и электрона образует простейший атом легкого водорода, внутренне динамическую систему, элементы которой подчинены ряду параметров и вследствие этого отличаются от свободных частиц [1].

Атом как система развивается, усложняясь по составу и структуре вплоть до такого состояния, когда начинается самопроизвольный распад атомного ядра. Взаимодействующие атомы образуют различные системы: молекулы, макромолекулы, ионы, радикалы, кристаллы.

Молекула представляет собой материальную систему, состоящую из определенным образом расположенных в пространстве и взаимосвязанных атомов одного или нескольких химических элементов. Связь атомов в молекуле прочнее связи атомов со средой, что обеспечивает целостность системы. Молекула — качественно новое материальное образование по отношению к составляющим ее атомам. Молекулы могут быть простыми и сложными, содержащими один, два и тысячи атомов. Гигантские группы атомов образуют макромолекулы.

Однако не все вещества состоят из систем типа молекул. Ряд химических соединений, например хлорид натрия (поваренная соль), не имеют молекул в обычном понимании этого слова. Это открытые системы, в которых ионы относительно независимы одни от других. Такой тип вещественной системы называют кристаллом. Ионами считаются отдельные заряженные атомы и группы химически связанных атомов с избытком или недостатком электронов. Группа атомов, переходящая без изменения из одного химического соединения в другое, определяется как радикал. Все эти группы являются системами [1].

Взаимодействие атомов одного типа образует химический элемент. Из химических элементов формируются минералы, из минералов — породы, из пород — геологические формации, из геологических формаций — ряды формаций — геосферы, из геосфер — планета Земля. Каждая система, в свою очередь, имеет свою структуру. Например, атмосфера состоит из пяти подсистем: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и экзосфера.

Земля как планета выступает наряду с другими планетами элементом Солнечной системы. В свою очередь, Солнечная система входит в такую грандиозную космическую систему, как Галактика. Взаимодействующие галактики образуют системы галактик, входящие в Метагалактику, и т.д. При этом на каждом уровне развития неживой природы, наряду с общими, имеются и свои системообразующие факторы, особые связи и взаимодействия. Вместе с тем принцип организации множества в единство остается одним и тем же. Не меняется он и при переходе к системам живой природы.

Важнейшим направлением развития системных идей, получившим всестороннее обоснование, в том числе и космическое, является концепция самоорганизации. В ХХ ст. произошла смена космологической парадигмы ученых: от теории Стационарной Вселенной к теории Развивающейся Вселенной. Согласно концепции Большого Взрыва Вселенная обрела начало и процессы саморазвития, самоорганизации, т.е. доминирования созидательных космических процессов над процессами разрушения, угасания Вселенной.

Системность живой природы

Как и все в природе, живые организмы состоят из молекул и атомов. Но где граница между живым и неживым? Существует предел, после которого теряют силу прежние системообразующие факторы и неживое переходит в разряд живого. Так, молекула, состоящая из 5 млн атомов, представляет собой вирус табачной мозаики — самое малое известное живое образование, способное к самостоятельному существованию [1].

В целом вопрос о системности живой природы не вызывает сомнений. Более того, именно изучение живых материальных образований способствовало формированию системных представлений о мире.

Основными системами живого, образующими различные уровни организации, признаются:

  1. вирусы — системы, объединяющие в основном два взаимодействующих компонента: молекулы нуклеиновой кислоты и белок;
  2. клетки — системы, состоящие из ядра, цитоплазмы и оболочки; каждая из подсистем, в свою очередь, складывается из особенных элементов;
  3. многоклеточные — системы (организмы, популяции одноклеточных);
  4. виды, популяции — системы организмов одного типа;
  5. биоценозы — системы, объединяющие организмы различных видов;
  6. биогеоценоз — система, объединяющая организмы поверхности Земли;
  7. биосфера — система живой материи на Земле.

Система каждого уровня отличается от других уровней и по структуре, и по степени организации (биологическая классификация). Но взаимодействие элементов системы не обязательно предполагает жесткую, постоянную связь. Эта связь может носить временный, случайный, генетический, целевой характер.

Живая природа, так же, как неживая, представляет собой систему систем, причем она дает удивительные примеры разнообразия систем, которые нередко оказываются объединением элементов различных уровней. Например, ландшафт включает: абиотические геосистемы (земная кора с рельефами, атмосфера, гидросфера и криосфе-ра); геосистемы почвенной сферы; биотические геосистемы, образующие биосферу; социально-экономические геосистемы, возникшие в результате общественно-исторической деятельности человека [1].

Эти системы связаны между собой и воздействуют одна на другую, образуя единую саморегулирующуюся систему. Изменение любой составной части ландшафта ведет, в конечном счете, к изменению его в целом. Вместе с тем каждая система живой природы, являясь ее элементом и определяясь ею, в то же время имеет достаточную самостоятельность саморазвития, чтобы выйти на другой уровень организации материи.

Мы видим, что мир представляет собой единство систем, находящихся на разных уровнях развития, причем каждый служит средством и основой существования другого, более высокого уровня развития систем. Сыгравшие свою роль системы уходят, другие же продолжают существовать.

Один из основных законов существования Вселенной — существование одних систем за счет других. Так, кристаллы возникают на материале базовой породы, раствора или расплава; растения преобразуют минералы, животные развиваются за счет растений и других животных; человек для своего существования преобразует и животных, и растения, и системы неживой природы.

Итак, мир находится в процессе непрерывного движения, возникновения и уничтожения, взаимоперехода одних систем в другие, причем одни системы изменяются медленно и длительное время кажутся неизменными, другие же меняются настолько стремительно, что в рамках обыденных человеческих представлений фактически не существуют. Чем обширнее система, тем медленнее она изменяется, а чем меньше, тем быстрее проходит этапы своего существования. В этом простом соответствии скрыт глубокий смысл еще не до конца понятой связи пространства и времени. И здесь можно увидеть одну из закономерностей развития материи: от меньшего к большему и от большего к меньшему, осознание которой привело к пониманию развития и качественного изменения систем, слагающих мир.

Общество как система

Наиболее сложной системой выступает общество. Понимание его как системы формировалось постепенно. Первые подходы характеризовались тем, что общество рассматривали с позиций природы тех систем, которые были часто порядком ниже социальной системы, например, физических, органических, психических, коммуникативных и т.п. Например, Огюст Конт (1798-1857) широко использовал физикалистский подход к обществу, которое рассматривалось им как специфическая физическая система. Подход был характерен также для Платона (428/427-348/347 до н. э.) и для Томаса Гоббса (1588-1679).

Системные идеи появились вместе с возникновением самой социологии. О. Конт одним из первых социологов широко применял термин «социальная система» для обозначения социальной реальности вместе с такими терминами, как «общество», «социальный организм», «социальные явления», «социальное существование» и т. п. При этом он считал изначально общество естественным образованием, отмечал, что оно становится искусственным и добровольным порядком.

Введя понятия «социальная статика» и «социальная динамика», О. Конт заложил методологические предпосылки рассмотрения структуры социальных систем, их функционирования и развития. Он считал, что социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия жизни, присущие всем человеческим обществам, и выделяет законы гармонии. Подверг серьезному анализу важнейшие составляющие общества: семью, классы, мораль, религию, науку и др. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и источник будущего, поскольку, согласно аксиоме Лейбница, «настоящее беременно будущим».

Конт утверждает естественный, вечный и неустранимый характер социальной иерархии и, соответственно, противоестественный характер идеи социального равенства. Деление общества на классы вытекает из основного и необходимого разделения управленческой и исполнительской функций.

Термин «система» имел для О. Конта большое значение также и в том смысле, что он считал себя создателем научной системы. Это влияло на название работ, одна из которых называлась «Система позитивной политики».

Герберт Спенсер (1820-1903) рассматривал общество в аспекте органического подхода, согласно которому общество представляет собой специфический организм. При этом он считал, что полной аналогии между обществом и организмом быть не может, так как индивидуальный организм обладает конкретностью, а социальный — дискретностью.

Системные представления об обществе К. Маркса отличались тем, что общество стало рассматриваться не как некоторая предопределенная свыше данность, а как материальное образование. Общество в пределах длительных исторических этапов однокачест-венности стало рассматриваться как общественно-экономическая формация с главной подсистемой — способом производства. Маркс объяснил процессы преобразования одних формаций в другие. Подробно проанализировал важнейшие составляющие общественной системы: производство, государство, классы и т.д.

Что касается В. И. Ленина, то он специально не осмысливал системность. Столкнувшись после октября 1917 г. с проблемой восстановления разрушенной гражданской войной России, он довольно широко использовал в своих работах идеи целостности, организованности при решении практических вопросов управления. Значительный отпечаток на его взгляды наложили идеи насилия и жесткого детерминизма. Он писал: «Превращение всего государственного экономического механизма в единую крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководствовались одним планом, — вот та гигантская организационная задача, которая легла на наши плечи» (Полн. собр. соч., т. 36, с. 7). Это положение свидетельствует о том, что В. И. Ленин подходил к обществу с позиций механистического детерминизма, жесткого подчинения людей экономическому механизму. В. И. Ленин не принял идеи тектологии А. А. Богданова и кооперативной самоорганизации академика Н. И. Бухарина (1888-1938), выдвигая на первый план идеологию классовой борьбы.

В первой половине ХХ ст. в Северной Америке, европейских странах и в СССР прошли процессы индустриализации, которые были связаны с возникновением крупных промышленных производств, построенных в соответствии с принципами конвейера, и подчиненной ему производственной организации.

Значительный вклад в понимание природы организации внесли основоположники научного менеджмента: Фредерик Тейлор (18561915), создавший систему цехового менеджмента, основы рационализации труда в малых коллективах; Анри Файоль (1841-1925), разработавший общие принципы и систему высшего административного управления, выделивший основные виды операций организации; Гаррингтон Эмерсон (1853-1931), выдвинувший принципы работы эффективной организации; Генри Форд (1863-1947), не только самостоятельно сформулировавший основные идеи менеджмента, но воплотивший их в практику организации производства, изобревший конвейер — основу индустрии; Элтон Мэйо (1880-1949), заложивший основы теории человеческих отношений.

Во второй половине ХХ ст. в наиболее развитых странах начались процессы демократизации. В сознании людей происходят ментальные перемены. Общество рассматривается не системой с жестко предопределенными позициями элементов, а таким, в котором элементы отличаются свободой. В СССР с его плановой экономикой, распределительной системой и идеологической регламентацией жизни представления о системности остались прежними. Основные проблемы плохой работы экономики виделись не в отсутствии свободы и заинтересованности товаропроизводителей, а в нехватке организованности, которая могла быть обеспечена в соответствии с тогдашними представлениями только путем дальнейшей регламентации деятельности людей. Это вступало в острое противоречие с ростом индивидуальной свободы людей, что неизбежно предопределило смену общественной системы посредством демократической революции 1991 г.

К концу ХХ ст. системный подход к обществу стал одной из ведущих методологических парадигм и получил применение в социологии, которая осмысливала общество как специфический вид системы, который не сводится к системам другой природы. Американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979) определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Главный тезис Т. Парсонса заключается в том, что общество представляет собой сложную систему социальных элементов (групп, институтов, индивидов), находящихся в состоянии активного взаимодействия, направляемого системами ценностей, имеющих априорное происхождение. При этом система для Т. Парсонса — это любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий. Потребности личности выступают переменными в социальной системе.

Важную роль в теоретической схеме Т. Парсонса играет понятие социального порядка, под которым он подразумевает взаимозависимость между компонентами, входящими в систему. Понятие структура охватывает устойчивые элементы строения социальной системы.

Т. Парсонс полагал, что источники социального самодвижения надо искать во внеэкономических факторах, господствующий среди которых — мораль. Именно система моральных ценностей, разделяемых людьми, позволяет интегрироваться им в общество, которое на следующем этапе оказывается представленным во взаимодействии социальных институтов, при этом производственная деятельность выступает лишь частным аспектом этого взаимодействия.

Отношения структурных единиц строятся на основе функций, обеспечивающих выживание общества как целого. Т. Парсонс выделил четыре вида таких функций: адаптация (проблема рациональной организации и распределения ресурсов), целеориентация (проблема определения целей), интеграция (проблема сохранения внутреннего единства системы — обязательных норм, правил и т. д.), поддержание образца (проблема мотивации и согласования личных мотивов с целями и ценностями общества). Каждой соответствует своя подсистема (экономика, политика, институты социального контроля, социализация) и социальные институты (заводы, банки, партии, государство, семья, школа, религия).

Нормы Т. Парсонсом рассматривались в качестве важнейших средств регуляции социальных процессов, осуществляющих функцию интеграции. Значительное внимание уделялось рассмотрению ролей, главной функцией которых выступает адаптация, касающаяся отношений между системой и средой. Чтобы существовать и развиваться, система должна контролировать среду. Адаптация осмысливалась с позиций выживания системы.

Развивая теорию социального действия, Т. Парсонс выделил три класса элементов и мотивации действия: когнитивный (идеи, информация об объектах, которые являются целью действия); категорический (эмоциональное отношение к объектам) и оценочный (оценка альтернатив действий). Все элементы действия становятся социальными через процесс взаимодействия. При этом социальное взаимодействие включает в себя такие аспекты:

  • множество взаимодействующих единиц;
  • множество правил или иных «культурных кодов», которые организуют ориентацию единиц и само взаимодействие;
  • система или процесс взаимодействия как такового;
  • среда, в которой эта система действует и с которой происходит регулярный взаимообмен.

Роберт Мертон (1910 г. р.) — выдающийся американский социолог, ученик Т. Парсонса, президент Американской социологической ассоциации, представитель школы структурно-функционального анализа. Основной труд «Социальная теория и социальная структура» (1957). Ввел понятия «дисфункция», «явных» и «латентных» (скрытых) функций. Чтобы ответить на вопрос, что перевешивает — позитивные функции или дисфункции, Р. Мертон разработал понятие «чистого баланса», которое позволяет анализировать реальные явления. Кроме того, он ввел понятие «нон-функции», т.е. такой функции, которая не имеет принципиального значения для рассматриваемой системы. Речь идет о социальных формах, которые выжили и сохранились из более ранних периодов истории.

Р. Мертон значительно продвинул вперед функциональный анализ. Функционалисты до него ограничивались анализом общества как единого целого. Р. Мертон же обосновал применимость функционально -го анализа к группам и институтам.

Системный подход ныне занимает довольно прочные позиции в социологии. Основоположниками и классиками системности в социологии являются К. Маркс, Г. Спенсер, О. Конт. Значительную роль играли системные идеи в творчестве Э. Дюкгейма, М. Вебера, П. Сорокина. Ныне эти идеи выполняют многообразные функции в социологии (методологическую, теоретическую, инструментальную) и характеризуются концептуальным многообразием: структурализм (Т. Парсонс, К. Леви-Стросс и др.) и постструктурализм (М. Фуко); структурный функционализм (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон). Значительную роль в науке играют теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, теории структурации Э. Гиденса, теории самореферентных систем Н. Лумана, теория социального пространства и полей П. Бурдье.

Оригинальны взгляды на социальную системность логика, философа и публициста А. А. Зиновьева (1922 г. р.), который нашел очень точный термин для обозначения специфики общества — «человейник» (производное от слова муравейник). Среди важнейших признаков человейника он выделяет: «Члены человейника живут совместно исторической жизнью, т.е. из поколения в поколение, воспроизводя себе подобных людей. Они живут как целое, вступая в регулярные связи с другими членами человейника. Между ними имеет место разделение функций, они занимают в человейнике различные позиции... Члены человейника совместными усилиями обеспечивают самосохранение человейника. Человейник занимает и использует определенное пространство (территорию), обладает относительной автономией в своей внутренней жизни, производит или добывает средства существования, защищает себя от внешних проявлений, угрожающих его существованию» [15, с.104]. Человейник, в представлении А. А. Зиновьева, характеризуется самоорганизацией, многоу-ровневостью, многообразием типов и эволюцией.

В последние годы наблюдается рост многообразия системного видения общества, предсказанный В. Г. Афанасьевым, который считал, что наблюдается процесс движения от многообразия систем к многообразию системных взглядов [4, с. 46]. Успехи социологических исследований в значительной мере связаны с использованием многообразных системных идей.

Признаки общества как системы

Общество как система обладает следующими признаками:

  • содержит в себе все предыдущие системы: природные, биологические в преобразованном (очеловеченном) виде. Естественные системы удачно или неудачно, но «встроены» в общество. Они служат природной основой существования общества, обеспечивая человека сырьем, энергией; выступают в качестве важнейшего поля его созидательной деятельности. К таким системам относятся природа планеты, климатические и экологические условия, недра и др.;
  • представляется совокупностью искусственных систем, созданных человеком. При этом многие из искусственных систем являются результатом творения многих поколений. Их строение напоминает кольца на срезе дерева. Они составляют постоянно обновляющийся организм общества. Это города, дамбы, путепроводы, мосты, заводы и т.п.;
  • среди искусственных систем общества значительную роль играют техногенные системы, которые увеличивают возможности человека, требуют обслуживания, разрушаются, приводя к значительным потерям и трагедиям;
  • главными составляющими общества выступают люди, наделенные разумом, глупостью, интересами, целями, ценностями, мотивами и установками. Люди представляются главным, хотя и не единственным системообразующим фактором социальной системы;
  • общество характеризуется значительным числом социальных институтов, которые выступают устойчивыми и рациональными формами совместной деятельности людей. Мир социальных институтов многообразен. Среди них выделяются экономические, социальные, политические, духовные;
  • представляется как саморегулируемая система, которая регулирует свои составляющие. Регулятивные аспекты общества обеспечиваются наличием в нем организаций, органов управления и самоуправления, правовых, моральных, иных норм и ценностей и т.п.
  • общество выступает как интегральная система. Это система систем. Она соединяет в себе искусственные и естественные системы, природное и собственно социальное, объекты и субъекты, материальное и духовное, активное и пассивное и т.п. Примером такой интегральности выступает человек как представитель биологического вида Homo sapiens и социальное существо — личность;
  • общество можно рассматривать как самодостаточную, развивающуюся систему, которая возникла естественным путем, содержит в себе значительный потенциал, отличается огромным разнообразием культур, ценностей, социальных организаций, этносов, что и обеспечивает его высокий потенциал саморазвития. Оно может развиваться в течение многих столетий даже только посредством уже накопленного многообразия, путем тиражирования достижений разных народов;
  • в сравнении с другими биологическими популяциями человеческое сообщество чрезвычайно устойчиво. Оно не распадается по сезонам, не прекращает существования с гибелью какого-то числа своих членов, само поддерживает свое существование;
  • важнейшим свойством человеческих сообществ выступает способность накапливать и передавать знания, которые в ходе исторического процесса непрерывно усиливали способность социально-экономических сообществ адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, вырабатывали устойчивость к экстремальным ситуациям, давали средства для создания искусственным путем благоприятных условий жизни;
  • для социальных систем свойственна организованность. При этом социальная материя постоянно меняет и совершенствует свою организационную структуру. Сами изменения общественной организации происходят не только от эпохи к эпохе. Наблюдаются ее неповторимые цивилизационные, этнические, культурологические формы. Кроме того, организация общества меняется в зависимости от конкретной ситуации. В экстремальных условиях ее организация становится жесткой, мобилизационной, отличается четкой целевой ориентацией, ограничением степеней свободы, в нормальных она обретает значительное число вариаций и степеней свободы.

Социальные системы рассматриваются как разновидности сложных. Поэтому большинство исследователей переносят характеристики сложных систем на социальные. На наш взгляд, это не совсем правильно и потому, что социальные системы отличаются не только сложностью от всех других систем. Они имеют принципиально иную природу, когда сложность не может быть их интегральной характеристикой, ибо сложность социальных систем принципиально иная, чем сложность систем другой природы.

Среди основных характеристик социальных систем целесообразно выделить [34, с. 11-17]:

  • полиструктурность, полифункциональность, поливариантность в развитии, т.е. социальные системы принципиально множественны, многолики, многоальтернативны, характеризуются множественностью состояний;
  • недетерминированность, стохастичность и самодостаточность. Как бы человек, общность или общество не нуждались в окружающей среде, они самодостаточны, не предопределены ею;
  • наличие механизмов целеполагания, благодаря которым социальные системы сами формируют свои цели, направления движения и программы;
  • гибкость, адаптивность, устойчивость, способность к высокой выживаемости, сохранению своей самобытности;
  • единство рационального и иррационального, разума и глупости, мысли и чувства;
  • органический характер систем, обладающих способностью воспроизводства элементов, структур, самих себя;
  • самоорганизацию, саморегуляцию, самоуправление и саморазвитие;
  • пространственно-временную ограниченность, неустойчивость, зависимость;
  • наличие в системах искусственных элементов, структур, функций.

В философской и социологической литературе общество определяется как динамическая система, т.е. как система, находящаяся в постоянном движении, изменениях. Динамику общества нельзя остановить. Остановка означает деградацию и гибель общества. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее взаимосвязанных и взаимодействующих и образующих единое целое.

Хотя понимание общества как системы одинаково применимо к человеческому обществу в целом и ко всем его подсистемам, частям, общностям, однако эти понятия должны обладать следующими качествами:

  • общностью территории проживания людей, в рамках которой складываются и развиваются взаимосвязи этих людей;
  • целостностью и устойчивостью, тем, что выдающийся социолог Питерим Сорокин (1889-1968) называл «коллективным единством или коллективом», отличающих сумму невзаимодействующих людей от общества как особого единого целого, поскольку в основе общественной системы лежит деятельность людей, направленная на сохранение, развитие самого социума;
  • самовоспроизводством, самообеспеченностью, саморегулируемостью, понимаемыми, конечно, не в абсолютном, а в относительном смысле (не исключается, например, прирост численности населения путем эмиграции или удовлетворения потребностей населения за счет импорта и т. д.). В обществе существуют относительно самостоятельные, специфически регулирующие механизмы (социальные нормы, права, обязанности и т. п.);
  • уровнем развития культуры, которая находит выражение в выработке норм, системы ценностей и т. п.

Однако целостность и устойчивость отнюдь не означают статичности, косности системы, неприятия нововведений. Напротив, именно отклонение от правил и норм побуждают систему находить средства для равновесия стабильности. Исходя из вышесказанного, можно дать определение общества.

Общество — это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимосвязи и взаимодействия (социальные группы, социальные институты) в целях удовлетворения своих потребностей. Характеризуется целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда в нем появляются особые нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Социальная система представляет собой совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Социальный состав — это набор элементов, составляющих данную структуру.

Среди основных разновидностей социальных систем выделяются индивиды, социальные группы, институты, сообщества, организационные, деятельностные, информационные системы, массового обслуживания, учебно-воспитательные, игровые и др.

Основные подсистемы общества

Общество представляет собой самую большую и самодостаточную социальную систему. Оно включает в себя совокупность подсистем. Рассмотрим наиболее важные из них.

1. Народонаселенческая подсистема, впервые исследованная английским священником Томасом Робертом Мальтусом (1766-1834) в книге «Опыт о народонаселении». Мальтус обнаружил, что население растет в геометрической прогрессии, а пища для него (в лучшем случае) только в арифметической. Исходя из этого, он предположил, что необходимо создание препятствий и задержек естественного размножения людей. Мальтус сформулировал три тезиса, которые определили его учение: первый фиксирует, что народонаселение строго ограничено средствами существования; второй отмечает — народонаселение увеличивается, когда увеличиваются средства существования, если только оно не будет остановлено какой-нибудь могущественной встречной причиной; третий провозглашает — препятствия, которые ограничивают силу размножения, держат население на уровне средств существования, сводятся, в конечном итоге, к нравственному воздержанию, пороку и несчастиям.

Народонаселенческая подсистема состоит из совокупности семей, территориальных, этнических, половозрастных и иных общностей и институтов, обеспечивающих воспроизводство населения. Значительное воздействие на нее оказывают войны, болезни, стихийные бедствия, социально-экономические кризисы. В ХХ ст. были созданы эффективные средства регулирования рождаемости. Плохое функционирование этой подсистемы может приводить к катастрофическому росту рождаемости, тогда все остальные подсистемы общества не могут эффективно действовать, что приводит к росту масштабов бедности, преступности, девиации, политическим конфликтам. Другая крайность — народонаселенческая подсистема оказывается неспособной воспроизводить население. Наблюдается депопуляция, т.е. превышение смертности над рождаемостью, что также ухудшает работу всех остальных подсистем. Оптимизация подсистемы обеспечивается посредством демографической политики, которая способствует оздоровлению населения.

2. Экономическая подсистема общества, которая интегрирует производство и экономические отношения. Она создает необходимые условия для создания средств жизни людей. Это сложный хозяйственный организм, который обычно называют народным хозяйством, включающим в себя совокупность производств, базирующихся на различных формах собственности: частной, государственной, коллективной. Экономическая подсистема функционирует благодаря использованию из народонаселенческой системы трудовых ресурсов, т. е. людей, которые выступают в качестве работников.

Экономическая подсистема может быть рыночной, построенной на производстве товаров и продаже в условиях формирования цен в зависимости от спроса и предложения, и планово-распределительной, при которой количество и ассортимент товаров задается планом, а цена назначается государством. Каждая из этих двух типов подсистем обладает достоинствами и недостатками. Рыночная экономика гибче, так как производство быстро реагирует на спрос, но чревата кризисами, нерыночная более способна решать экстремальные задачи, но неповоротлива и затратна. Поиски совершенной экономической подсистемы идут по пути сочетания рыночного и государственного регулирования экономики. Подсистема регулируется экономической политикой.

3. Политико-управленческая подсистема — это совокупность государственных и других политических и неполитических управленческих органов, система правовых и иных норм и политических отношений. Назначение: в установлении режима власти и осуществлении управления обществом. Данная подсистема довольно сильно зависит от экономической. Рыночной экономической системе соответствует плюралистическая демократия, государство, построенное на независимости и конкуренции законодательной, судебной и исполнительной властей. Для планово-распределительной экономики свойственна авторитарная либо тоталитарная власть, сосредоточенная в руках узкого социального слоя. Здесь также идут поиски оптимального сочетания демократии и подчинения. Регуляция этой подсистемы осуществляется посредством законодательных, правовых механизмов.

4. Социальная подсистема включает классы, различные социальные группы и слои общества, социальные отношения между ними. Назначение: в распределении материальных и духовных ценностей между людьми, в поддержании здоровья людей, в адресной помощи слабым. Социальная организация строится по двум крайним принципам: патернализму и либерализму. Патерналистская социальная система базируется на планово-распределительной экономике, на авторитарном или тоталитарном типе политико-управленческой системы и представляет собой государственно-распределительную социальную систему, либеральная держится на рыночной экономике и плюралистической демократии, признает за человеком права самостоятельного обеспечения. Опыт показывает, что совершенствование этой подсистемы должно идти по пути сочетания элементов либерализма и патернализма.

5. Духовная подсистема общества — это совокупность различных форм общественного сознания, науки, культуры, образования, искусства, религии, а также духовных отношений между людьми. Главное назначение состоит в обеспечении духовного развития и самореализации людей. Духовные подсистемы могут быть построены по принципам либо плюрализма, либо монизма. Плюралистические духовные системы органичны с рыночной экономикой, политической демократией и либерализмом. Монические духовные системы базируются на одной духовной основе (единая идеология, религия и т.п.). Ее сопровождают планово-распределительная экономика, тоталитарная или авторитарная власть, патерналистская социальная подсистема.

Обратим внимание на то, что эти подсистемы только в целях исследования можно рассматривать как самостоятельные. На самом деле они органично проникают одна в другую. Этих пересечений очень много. Так, отдых как явление социальной подсистемы свойственен и для производства в виде перерывов на обед, а духовная деятельность осуществляется не только в духовной подсистеме, но и на производстве, например в конструкторском бюро на предприятии.

Оглавление    
«Возникновение и развитие системных идей» Список использованной и рекомендуемой литературы


Система Orphus

Яндекс.Метрика