Лекции и учебные пособия по системному анализу

Системный анализ

«Теория систем и системный анализ»

Ю. П. Сурмин

Оглавление    
Вопросы и задания для самоконтроля «Содержание и технология системного анализа»

Глава 11, Основы системного анализа

11.1. Основные разновидности системного анализа

Виды системного анализа

Системный анализ представляет собой важный объект методологических исследований и одно из наиболее бурно развивающихся научных направлений. Ему посвящено множество монографий и статей. Наиболее известные его исследовател: В. Г. Афанасьев, Л. Бер-таланфи, И. В. Блауберг, А. А. Богданов, В. М. Глушков, Т. Гоббс, О. Конт, В. А. Карташов, С. А. Кузьмин, Ю. Г. Марков, Р. Мертон, М. Месарович, Т. Парсонс, Л. А. Петрушенко, В. Н. Садовский, М. И. Сетров, Г. Спенсер, В. Н. Спицнадель, Я. Такахара, В. С. Тюх-тин, А. И. Уемов, У. Черчмен, Э. Г., Юдин и др.

Популярность системного анализа ныне столь велика, что можно перефразировать известный афоризм выдающихся физиков Уильяма Томсона и Эрнеста Резерфорда относительно науки, которую можно разделить на физику и собирание марок. Действительно, среди всех методов анализа системный — настоящий король, а все другие методы можно с уверенностью отнести к его невыразительной прислуге.

Вместе с тем всякий раз, когда ставится вопрос о технологиях системного анализа, сразу же возникают непреодолимые трудности, связанные с тем, что устоявшихся интеллектуальных технологий системного анализа в практике нет. Имеется только некоторый опыт применения системного подхода в различных странах. Таким образом, налицо проблемная ситуация, характеризующаяся постоянно нарастающей потребностью технологического освоения системного анализа, которое разработано весьма недостаточно.

Ситуация усугубляется не только тем, что не разработаны интеллектуальные технологии системного анализа, но и тем, что нет однозначности в понимании самого системного анализа. Это несмотря на то что уже 90 лет прошло со времени выхода в свет основополагающего труда в области теории систем — «Тектологии» А. А. Богданова, и почти полстолетия насчитывает история развития системных идей.

Достаточно рельефно выделяются несколько вариантов понимания сущности системного анализа:

  • Отождествление технологии системного анализа с технологией научного исследования. При этом для самого системного анализа в этой технологии практически не находится места.
  • Сведение системного анализа к системному конструированию. По сути системно-аналитическая деятельность отождествляется с системотехнической деятельностью.
  • Очень узкое понимание системного анализа, сведение его к одной из его составляющих, например к структурно-функциональному анализу.
  • Отождествление системного анализа системным подходом в аналитической деятельности.
  • Понимание системного анализа как исследования системных закономерностей.
  • В узком смысле под системным анализом довольно часто понимают совокупность математических методов исследования систем.
  • Сведение системного анализа к совокупности методологических средств, которые используются для подготовки, обоснования и осуществления решений по сложным проблемам.

В этом случае то, что называют системным анализом, представляет собой недостаточно интегрированный массив методов и приемов системной деятельности. В табл. 31 дана характеристика основных видов системной деятельности, среди которых фактически теряется системный анализ.

Виды деятельности Цель деятельности Средства деятельности Содержание деятельности
Системное познание Получение знания Знания, методы познания Изучение объекта и его предмета
Системный анализ Понимание проблемы Информация, методы ее анализа Рассмотрение проблемы посредством методов анализа
Системное моделирование Создание модели системы Методы моделирования Построение формальной или натурной модели системы
Системное конструирование Создание системы Методы конструирования Проектирование и опредмечивание системы
Системная диагностика Диагноз системы Методы диагностики Выяснение отклонений от нормы в структуре и функциях системы
Системная оценка Оценка системы Теория и методы оценки Получение оценки системы, ее значимости

Таблица 31 — Виды системной деятельности и их характеристика

Следует подчеркнуть, что ныне практически не встречаются научные и педагогические разработки в различных областях управления, в которых не уделялось бы внимание системному анализу. При этом его вполне справедливо рассматривают как эффективный метод изучения объектов и процессов управления. Однако практически отсутствует анализ «точек» приложения системной аналитики к решению конкретных управленческих задач и ощущается дефицит технологических схем такого анализа. Системный анализ в управлении представляет ныне не развитую практику, а нарастающие ментальные декларации, не имеющие какого-либо серьезного технологического обеспечения.

Методология системного анализа

Методология системного анализа представляет собой довольно сложную и пеструю совокупность принципов, подходов, концепций и конкретных методов. Рассмотрим ее основные составляющие.

Под принципами понимаются основные, исходные положения, некоторые общие правила познавательной деятельности, которые указывают направление научного познания, но не дают указания на конкретную истину.Это выработанные и исторически обобщенные требования к познавательному процессу, выполняющие важнейшие регулятивные роли в познании [45, с. 24]. Обоснование принципов — первоначальный этап построения методологической концепции.

К важнейшим принципам системного анализа следует отнести принципы элементаризма, всеобщей связи, развития, целостности, системности, оптимальности, иерархии, формализации, нормативности и целеполагания. Системный анализ представляется интегралом данных принципов. В табл. 32 представлена их характеристика в аспекте системного анализа.

Принципы системного анализа Характеристика
Элементаризма Система представляет собой совокупность взаимосвязных элементарных составляющих
Всеобщей связи Система выступает как проявление универсального взаимодействия предметов и явлений
Развития Системы находятся в развитии, проходят этапы возникновения, становления, зрелости и нисходящего развития
Целостности Рассмотрение любого объекта, системы с точки зрения внутреннего единства, отделенности от окружающей среды
Системности Рассмотрение объектов как системы, т.е. как целостности, которая не сводится к совокупности элементов и связей
Оптимальности Любая система может быть приведена в состояние наилучшего ее функционирования с точки зрения некоторого критерия
Иерархии Система представляет собой соподчиненное образование
Формализации Любая система с большей или меньшей корректностью может быть представлена формальными моделями, в том числе формально-логическими, математическими, кибернетическими и др.
Нормативности Любая система может быть понята только в том случае, если она будет сравниваться с некоторой нормативной системой
Целеполагания Любая система стремится к определенному предпочтительному для него состоянию, выступающему в качестве цели системы

Таблица 32 — Принципы системного анализа и их характеристика

Методологические подходы в системном анализе объединяют совокупность сложившихся в практике аналитической деятельности приемов и способов реализации системной деятельности. Наиболее важными среди них выступают системный, структурно-функциональный, конструктивный, комплексный, ситуационный, инновационный, целевой, деятельностный, морфологический и программно-целевой подходы. Их характеристика представлена в табл. 33.

Подходы в системном анализе Характеристика подходов в системном анализе
Системный
  • Несводимость свойств целого к сумме свойств элементов
  • Поведение системы определяется как особенностями отдельных элементов, так и особенностями ее структуры
  • Существует зависимость между внутренними и внешними функциями системы
  • Система находится во взаимодействии с внешней средой, обладает соответствующей ей внутренней средой
  • Система представляет собой развивающуюся целостность
Структурно-функциональный
  • Выявление структуры (или функций) системы
  • Установление зависимости между структурой и функциями системы
  • Построение соответственно функций (или структуры) системы
Конструктивный
  • Реалистический анализ проблемы
  • Анализ всех возможных вариантов разрешения проблемы
  • Конструирование системы, действие по разрешению проблемы
Комплексный
  • Рассмотрение всех сторон, свойств, многообразия структур, функций системы, ее связей со средой
  • Рассмотрение их в единстве
  • Выяснение степени значимости взятых в единстве характеристик системы в ее сущности
Проблемный
  • Выделение проблемы как противоречия между какими-либо сторонами объекта, определяющими его развитие
  • Определение типа проблемы, ее оценка
  • Выработка способов разрешения проблемы
Ситуационный
  • Выделение проблемного комплекса, лежащего в основе ситуации
  • Выделение основных характеристик ситуации
  • Установление причин возникновения ситуация и следствий их развертывания
  • Оценка ситуации, её прогнозирование
  • Разработка программы деятельности в данной ситуации
Инновационный
  • Констатация проблемы обновления
  • Формирование модели нововведения, обеспечивающего разрешение проблемы
  • Внедрение нововведения
  • Управление нововведением, его освоение и реализация
Нормативный
  • Констатация проблемы системы
  • Установление рациональных норм системы
  • Преобразование системы в соответствии с нормами
Целевой
  • Определение цели системы
  • Декомпозиция цели на простые составляющие
  • Обоснование целей
  • Построение «дерева целей»
  • Оценка экспертами всех «ветвей» «дерева целей» относительно времени и ресурсов достижения
Деятельностный
  • Определение проблемы
  • Определение объекта деятельности Формулировка целей и задач деятельности
  • Определение субъекта деятельности Формирование модели деятельности
  • Осуществление деятельности
Морфологический
  • Максимально точное определение проблемы
  • Нахождение наибольшего числа в пределах всех возможных вариантов разрешения проблемы
  • Реализация системы путем комбинирования основных структурных элементов или признаков
  • Применение методов морфологического моделирования: систематического покрытия поля; отрицания и конструирования; морфологического ящика; сопоставления совершенного с дефектным, обобщения и др.
Программно-целевой
  • Определение проблемы
  • Формулирование целей
  • Построение программы достижения целей

Таблица 33 — Характеристика основных подходов в системном анализе

Важнейшей, если не главной составной частью методологии системного анализа выступают методы. Их арсенал довольно велик. Разнообразны и подходы авторов при их выделении. Ю. И. Черняк методы системного исследования делит на четыре группы: неформальные, графические, количественные и моделирование [49]. А. В. Игнатьева и М. М. Максимцов [15, с. 62] дают классификацию методов исследования систем управления, разделяя их на три основные группы: 1) методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; 2) методы формализованного представления систем и 3) комплексированные методы.

По нашему мнению, методы системного анализа еще не получили достаточно убедительной классификации в науке. Поэтому прав В. Н. Спицнадель, который отмечает, что, к сожалению, в литературе отсутствует классификация этих методов, которая была бы принята единогласно всеми специалистами [43, с. 211]. Приведенная табл. 34 представляет разработанный автором возможный вариант такой классификации. В качестве оснований классификации предлагается использовать тип знания, обрабатываемый методом; способ реализации, в качестве которого могут выступать либо интуиция, либо знание; выполняемые функции, сводящиеся к получению, представлению и обработке информации; уровень знания — теоретический либо эмпирический; форма представления знания, которая может быть качественной либо количественной.

Основание классификации Методы системного анализа
Тип знания
  • Философские методы (диалектический, метафизический и т.п.)
  • Общенаучные методы (системный, структурно-функциональный, моделирование, формализация и т. п.)
  • Частнонаучные методы (свойственны для конкретной науки: методы моделирования социальных, биологических систем и т. п.)
  • Дисциплинарные методы (применяются в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки, семиотические, лингвистические и т. п.)
Способ реализации
  • Интуитивные методы («мозговая атака», «сценарии», экспертные методы и т. п.)
  • Научные методы (анализ, классификация, системного моделирования, методы логики и теории множеств и т. п.)
Выполняемые функции
  • Методы получения информации (системное наблюдение, описание, экспертные методы, игровые методы и т. п.)
  • Методы представления информации (группировка, классификация и т. п.)
  • Методы анализа информации (классификация, обобщение, методы анализа информационных систем и т. п.)
Уровень знания
  • Теоретические методы (анализ, синтез, теоретизация и т. п.)
  • Эмпирические методы (игровые методы, морфологические методы, экспертные оценки и т. п.)
Форма представления знания
  • Качественные методы, опирающиеся на качественный подход к объекту (метод «сценариев», морфологические методы)
  • Количественные методы, использующие аппарат математики (метод « Дельфи», статистические методы, методы теории графов, комбинаторики, кибернетики, логики, теории множеств, лингвистики, исследования операций, семиотики, топологии и т. п.)

Таблица 34 — Методы системного анализа

Методологический комплекс системного анализа был бы неполным, если в нем не выделить его теоретический ансамбль. Теория является не только отражением действительности, но и методом ее отражения, т.е. она выполняет методологическую функцию. На этом основании системные теории включаются в системный методологический комплекс. Наиболее важные системные теории, которые воздействуют на анализ, представлены в табл. 35.

Название Авторы Характеристика
Общая теория систем (несколько вариантов) А. А. Богданов, Л. Берталанфи, М. Месарович, У. Росс Эшби, A. И. Уемов, B. С. Тюхтин, Ю. А. Урманцев и др.
  • Формирование понятийного аппарата систем
  • Попытка создания строгой теории
  • Выявление общих закономерностей функционирования и развития систем любой природы
Структурализм (несколько вариантов) К. Леви-Стросс, М. П. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт, Л. Гольдман, А. Р. Радклифф-Браун и др.
  • Выявление структур, имеющихся в культуре
  • Применение структурных методов в изучении различных продуктов человеческой деятельности в целях выявления логики порождения, строения и функционирования объектов духовной культуры.
  • Выделение и анализ эпистем — способов фиксации связей между словами и вещами
Функционализм (несколько вариантов) Г. Спенсер, Т. Парсонс, Б. Малиновский, Р. Мертон, Н. Луман, К. Гемпель, Ч. Миллс и др.
  • Выявление функций как наблюдаемых следствий, которое служит саморегуляции и адаптации системы
  • Исследование функциональных потребностей и их обеспечения структурами
  • Выделение явных и латентных функций, функций и дисфункций
  • Исследование проблем адаптации и саморегуляции систем
Структурный функционализм (несколько вариантов) Р. Бейлз, Р. Мак-Айвера, Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелсер, Э. Шилз и др.
  • Равновесие и спонтанная регуляция систем
  • Наличие в обществе инструментальной и функциональной рациональности
  • Общество как система имеет технико-экономическую, профессиональную и стратификационную структуры
Системно-кибернетические теории Н. Винер, У. Росс Эшби, Р. Акофф, Ст. Бир, В. М. Глушков и др.
  • Выделение общих законов управления
  • Гомеостатический, целевой, управленческий характер систем
  • Наличие прямой и обратной отрицательной и положительной обратной связей
  • Процессы управления рассматриваются как процессы переработки информации
  • Теория автоматического регулирования
  • Теория информации
  • Теория оптимального управления
  • Теория алгоритмов
  • Становление химической, технической, экономической и т.п. кибернетики
Математические теории систем (несколько вариантов) М. Месарович, Л. В. Кантарович, В. С. Немчинов и др.
  • Математические определения систем, основанные на теории множеств, логике, математическом программировании, теории вероятностей и статистике
  • Математические описания структуры, функций и состояний систем
Синергетика И. И. Пригожин, Г. Хаген
  • Исследование процессов самоорганизации в системах любой природы
  • Объяснение поведения сложных нелинейных систем, находящихся в неравновесных состояниях спонтанным образованием структур
  • Роль динамического хаоса и флуктуаций в развитии системы
  • Наличие многообразия путей развития систем в условиях хаоса

Таблица 35 — Системные теории, их авторы и характеристика

Из табл. 35 следует, что системная теория развивается по нескольким направлениям. Практически исчерпывает себя такое направление, как общая теория систем, сформировался структурализм, функционализм и структурный функционализм в обществознании, биологии, получили развитие системно-кибернетические и математические теории. Наиболее перспективным направлением ныне является синергетика, которая дает объяснение нестационарным системам, с которыми человек сталкивается все чаще в условиях перехода к постиндустриальной динамике жизни.

Виды системного анализа

Многообразие методологии системного анализа выступает питательной почвой для развития разновидностей системного анализа, под которыми понимаются некоторые сложившиеся методологические комплексы. Заметим, что вопрос о классификации разновидностей системного анализа еще не разработан в науке. Имеются отдельные подходы к этой проблеме, которые встречаются в некоторых работах [43, 48, 49 и др.]. Довольно часто виды системного анализа сводят к методам системного анализа или к специфике системного подхода в системах различной природы. На самом деле бурное развитие системного анализа приводит к дифференциации его разновидностей по многим основаниям, в качестве которых выступают: назначение системного анализа; направленность вектора анализа; способ его осуществления; время и аспект системы; отрасль знания и характер отражения жизни системы. Классификация по этим основаниям приведена в табл. 36.

Основание классификации Виды системного анализа Характеристика
Назначение системного анализа Исследовательский системный Аналитическая деятельность строится как исследовательская деятельность, результаты используются в науке
Прикладной системный Аналитическая деятельность представляет собой специфическую разновидность практической деятельности, результаты используются в практике
Направленность вектора анализа Дескриптивный или описательный Анализ системы начинается со структуры и идет к функциям и цели
Конструктивный Анализ системы начинается с ее цели и идет через функции к структуре
Способ осуществления анализа Качественный Анализ системы с точки зрения качественных свойств, характеристик
Количественный Анализ системы с точки зрения формального подхода, количественного представления характеристик
Время системы Ретроспективный Анализ систем прошлого и их влияния на прошлое и историю
Актуальный (ситуационный) Анализ систем в ситуациях настоящего и проблем их стабилизации
Прогностический Анализ систем будущего и путей их достижения
Аспекты системы Структурный Анализ структуры
Функциональный Анализ функций системы, эффективности ее функционирования
Структурно-функциональный Анализ структуры и функций, а также их взаимозависимости
Масштаб системы Макросистемный Анализ места и роли системы в более крупных системах, которые ее включают
Микросистемный Анализ систем, которые включают в себя данную и воздействуют на свойства данной системы
Отрасль знания Общий системный Опирается на общую теорию систем, осуществляется с общих системных позиций
Специальный системный Опирается на специальные теории систем, учитывает специфику природы систем
Отражение жизни системы Витальный Предполагает анализ жизни системы, основных этапов ее жизненного пути
Генетический Анализ генетики системы, механизмов наследования

Таблица 36 — Характеристика разновидностей системного анализа

Данная классификация позволяет диагностировать каждую конкретную разновидность системного анализа. Для этого надо «пройти» по всем основаниям классификации, выбирая ту разновидность анализа, которая наилучшим образом отражает свойства применяемой разновидности анализа.

Оглавление    
Вопросы и задания для самоконтроля «Содержание и технология системного анализа»


Система Orphus

Яндекс.Метрика