В. М. Казиев
Можно, видимо, говорить о завершении этапа информатики, понимаемой как основы информатики и вычислительной техники и наступлении этапа научной, системно-междисциплинарной информатики, этапа поднимающего эту дисциплину над компьютерными и информационными технологиями, помогающие ему достичь статуса фундаментальной, научной дисциплины, концентрирующие внимание не на вещественно-энергетических, а на информационно-логических, системно-математических аспектах, т.е. достичь статуса науки, которая максимально помогает строить и исследовать системно-информационную картину мира.
Известно классическое определение информатики как науки изучающей структуру, общие свойства, вопросы сбора, хранения, поиска, переработки, преобразования, использования знаний, научно-технической информации.
Можно предложить и такое определение информатики: информатика- наука об информации и информационных процессах, о моделях и моделировании, об алгоритмах и алгоритмизации (о программах и программировании), о различных классах исполнителей алгоритмов, в частности, компьютерах, о технологиях получения и актуализации информации, об их использовании в общественном развитии, в ноосфере.
Информатика — синтетическая наука и охватывает своими методами, моделями, алгоритмами, технологиями, инвариантами многие дисциплины. В силу этого, невозможно выразить одним понятийным аппаратом, формальными определениями предмет всей информатики, ее проблемы. При решении региональных проблем важен подход к проблемам информатизации с общих системно-методологических позиций экономики, экологии, права, социально-гуманитарных и образовательных позиций, позиций гармонизации, гуманизации и гуманитаризации общества; технократический подход при рассмотрении важных проблем информатизации часто малоэффективен, а зачастую и вреден, так как часто представляет собой «навешивание компьютеров» на старые информационные системы и методы актуализации информации, не изменяя структур, не развивая их. В силу этого, при рассмотрении проблем информатизации и информатики необходимы анализ и актуализация следующих важных определений информатики.
Информатика — наука, изучающая информационные, информационно-логические аспекты системного анализа и системные аспекты информационных процессов, информационно-динамические инварианты этих процессов. Это определение можно считать системным определением информатики. Оно важно для системного подхода к проблемам информатизации.
Информатика — это наука об инвариантах (т.е. неизменных сущностях) информационных процессов, протекающих, как правило, динамически, их выявлении, описании, изучении, применении, их организации и самоорганизации (изменения структуры системы в пространстве, во времени, по сложности). Такое определение естественно назвать синергетическим определением информатики. Оно имеет важное значение для исследования синергетики информационных процессов.
Инвариант понимается в системно-математическом смысле.
Конструктивным процессом называем процесс применения операции композиций и суперпозиций (декомпозиции и агрегирования) к базовому выбранному множеству объектов и к объектам, уже полученным в результате предыдущих конструктивных процессов над ними.
Конструктивный объект над множеством Х — объект, который можно построить (в соответствии с выбранными спецификациями) с помощью некоторого конструктивного процесса над множеством Х. Объекты базового множества (их копии) могут участвовать в процессе сколь угодно раз (это вполне согласованно с абстракцией потенциальной осуществимости; при этом абстракция актуальной бесконечности не позволяет строить такие объекты, допуская их существование).
Две системы назовем эквивалентными, если между ними можно установить отношение эквивалентности некоторой конструктивной процедурой или алгоритмом (эти понятия не совпадают!).
Эквивалентность систем может быть как по целям, ресурсам, так и по структуре. Соответственно классифицируются и эквивалентные системы.
Пусть даны две эквивалентные системы X и Y и система X обладает структурой (свойством) S. Если из этого следует, что и система Y обладает этой структурой (или свойством) S, то S называется инвариантом систем X и Y. Можно говорить об инвариантном содержании двух и более систем или об инвариантном погружении одной системы в другую. Спираль познания — инвариант любого процесса познания, независимый от внешних условий и состояний (хотя параметры спирали и его развертывание, например, скорость и крутизна развертывания зависят от этих условий); цена — инвариант любых экономических отношений, любой экономической системы: цена может определять и деньги, и стоимость, и затраты.
При решении проблем региональной информатики, которые часто носят научно-практический характер, важное значение приобретают вопросы, связанные с математической, теоретической информатикой. Дадим определение математической информатики.
Информатика — наука, изучающая вопросы построения и исследования математических методов и моделей, алгоритмов, формальных систем их описания и актуализации (технологий) для различных типов информационных систем и процессов, различных классов операционных пространств, наука выявляющая и математически (формально) исследующая их инварианты.
Именно приведенные выше три последних определения информатики дают полное понимание основ информационных магистралей систем, их функционирования и самоорганизации.
Дадим и философское определение информатики: информатика — наука, изучающая общие свойства и процессы отражения материи, ее структурированность и отражение в сознании человека, общества.
Можно дать различные определения информатики — с акцентом на ту или иную предметную область, например, физическая информатика (часто неточно интерпретируемая как компьютерная физика — раздел физической информатики) изучает проблемы информационных процессов, управления, и, что наиболее важно, вопросы самоорганизации, хаоса (порядка) в открытых физических системах.
Наиболее актуальными, в силу схожести и важности информационных процессов и структур, являются четыре следующие определения.
Экономическая информатика изучает информационные системы и процессы экономического характера (производства, потребления, накопления, спроса, предложения, финансирования, кредитования, ценообразования, инфляции, капитала и прибыли и др.), а также управление и самоорганизацию в таких системах (открытых).
Экологическая информатика изучает информационные системы и процессы в экологических средах, включая экологию человека, а также управление и самоорганизацию в таких системах (открытых).
Правовая информатика изучает информационные системы и процессы в системах права, юриспруденции, а также управление и самоорганизацию в таких системах (открытых).
Социально-гуманитарную информатику можно определить как информатику, изучающую информационные процессы в социальной и гуманитарной сферах, а также управление и самоорганизацию в таких системах (открытых).
Предмет информатики, как следует из вышеприведенного, точно («математически») невозможно определить, в силу его сложности, многосторонности, динамической изменчивости. Тем не менее, можно отметить следующие основные базовые понятия (инварианты) информатики:
Информатика предоставляет свои общие и частные методы исследования другим наукам, помогает прокладывать и усиливать межпредметные связи, исследовать проблемы различных наук, цементирует их своими идеями, методами, технологиями и инвариантами.
Информатика предоставляет к использованию в различных науках и информационных системах следующие основные методы и процедуры:
Информатика описывает, изучает, актуализирует такие важные системные и междисциплинарные отношения, как отношения типа:
и другие отношения (инварианты).
Предметная область науки «информатика» — информационные процессы и системы, модели, языки их описания и технологии их актуализации, направленные как на получение знаний (это — внутренняя сущность информатики и она определяет внутреннюю сложность проблем, систем), так и на применение знаний, принятие на их основе решений в различных проблемных областях (внешняя сущность информатики, она определяет внешнюю сложность проблем).
Информатизация — процесс преобразования информации, знаний в один из наиболее важных ресурсов общества, который все более определяет и уровень развития, и направление прогресса общества, его структур, систем, институтов. Общество, в котором информация становится наиглавнейшим ресурсом, определяющим развитие как производственных отношений, так и производительных сил и имеет все необходимые для этого (качественно и количественно) информационные магистрали и информационные потоки, ресурсы, методы, технологии, средства, т.е. имеет соответствующую самоорганизующуюся (это очень важно!) инфраструктуру для удовлетворения как индивидуальных, так и общественных потребностей в информации, совершенствования интеллектуального, социально-экономического, гуманитарного, физиолого-психологического состояния человека и общества в целом — информационное общество (общество информационных технологий и принятия решений).
Отличительные стороны, особенности информационного общества:
Информатизация — процесс применения достижений информатики в предметных областях, в общественной жизни.
Материальная основа информатизации — информационные, компьютерные среды, системы, средства коммуникаций и др.
Идеальная основа — математические, информационные методы и модели (особенно, когнитивные), базы знаний.
Технологические основы информатизации составляют новые информационные технологии и методы организации интерфейса.
Организационные основы информатизации — структуры, системы информационного обслуживания, инфраструктуры региона.
Все эти основы, разумеется, не могут существовать без человеческих ресурсов, без системно, информационно и компьютерно грамотных профессионалов в своей области деятельности.
Информатизация определяет скорость перехода от (пост) индустриального общества к информационному обществу, а уровень информатизации общества — динамику связей в обществе, качество и оперативность принимаемых решений, способность к накоплению, хранению, актуализации знаний (во времени, в пространстве, в форме организации). Информатизация резко поднимает требования к качеству (информации, информационных технологий, средств информатизации, подготовки специалистов, используемых в регионе методов управления, рентабельности информационных систем).
В последнее время употребляются термины «региональная информатизация», «региональные проблемы информатизации» — как совокупность проблем информатизации, возникающих в регионах — областях и республиках, субъектах и учитывающих национально-региональные предпосылки постановки проблем и соответствующие ресурсы при решении проблем информатики, уровень информационно-технологического развития, исторические, географические, национально-демографические, экономические, экологические и общекультурные особенности региона.
Информатизация региона состоит в информатизации, в частности, следующих основных систем региона:
Можно говорить и корпоративной информатизации (информатизации в рамках корпорации).
В процессе информатизации региона (корпорации) необходимо:
создать математическую и элементную (техническую) базу разработки и внедрения новых перспективных средств вычислительной техники и передачи данных;
создать качественную и гибкую индустрию информационных потоков, технологий, произвести реинжиниринг информационных систем; в частности, развивать и использовать основные новые информационные технологии:
подготовить системы информатизации и совершенствования управления, особенно, компьютеризованного, на основе новых информационных технологий причем в обществе важно избавиться от технократического понимания информатизации и выработать научно обоснованное понимание информатизации и ее роли в системном развитии общества и обеспечения человеческой жизнедеятельности и жизнеспособности, выживании (не только в биологическом смысле, но и в экономическом, экологическом, гуманитарном и т.д. смыслах);
обеспечить информационную безопасность социально-гуманитарной инфраструктуры;
воспитать системно, информационно и компьютерно грамотных людей (развить соответствующую инфраструктуру для этого).
Основные системные социально-экономические проявления информатизации:
Важное методологическое значение при решении проблем информатизации имеют некоторые сформулированные в синергетике (школой Пригожина и др.) ключевые законы, среди которых (и применительно к социально-экономическим проблемам информатики) укажем основные:
Для любой открытой системы информатизации характерна эволюция, необратимость, историчность и логичность процессов развития.
Для любой такой системы возможно определяющее влияние малых (в пространстве, во времени, по структурированности, информативности) событий и процессов на эволюцию системы.
Для сложных систем характерна множественность путей развития, что не только не исключает, но и предполагает возможности и альтернативность, многовариантность выбора оптимальных из них.
Сложным системам нельзя навязывать пути их развития, а необходимо понять и стимулировать их собственные тенденции развития, т.е. траектория развития системы должна быть близкой к траектории самоуправляемой, саморазвивающейся системы.
Для сложных саморазвивающихся систем при выборе пути в точках ветвления (бифуркации) траектории развития системы проявляется некая предопределенность, детерминированность хаоса. При этом любые социально-экономические процессы — стохастические и протекают в условиях той или иной степени неопределенности.
Будущее состояние системы как бы организует, формирует, изменяет наличное ее состояние. Причем в точках бифуркации зависимость настоящего, а следовательно, и будущего от прошлого практически исчезает и порождает принципиальную непредсказуемость эволюции, а следовательно, и необратимость времени.
По мере усложнения организации систем происходит одновременное ускорение процессов развития и понижение уровня их стабильности, а неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического саморазвития, происходящего путем уничтожения нежизнеспособных форм; устойчивость и неустойчивость, оформление структур и их разрушение сменяют друг друга. Порядок и хаос возникают и существуют одновременно: один включает в себя другой и вместе работают на одно целое, на возникновение и развитие новой структуры.
В неустойчивой социально-экономической среде микропроцессы (вплоть до действий отдельного человека) могут влиять на макропроцессы в этой среде.
Чем больше, интенсивнее используются информационные системы и технологии, то тем больше и интенсивнее они развиваются. Информационные ресурсы могут достигать уровня саморазвития и самосовершенствования. Развитие системы (борьба организации и дезорганизации в системе) связано с накоплением и усложнением информации, ее организацией и самоорганизацией. Чем сложнее система, тем более разнообразные и более сложные внутренние (внутрисистемные) информационные процессы приходится актуализировать для того, чтобы система функционировала, развивалась как система. Высшая форма развития системы — развитие, обеспечивающее режим коэволюции системы, человека (общества) и биосферы (природы).
Системно мыслящий и действующий человек, как правило, умеет прогнозировать и считается с результатами своей деятельности, соизмеряет свои желания (цели) и свои возможности (ресурсы) учитывает интересы окружающей среды, развивает интеллект, вырабатывает верное мировоззрение и правильное поведение в различных средах, включая человеческие. Отсутствие базы для системного, синергетического анализа и целеполагания, планирования ресурсов для достижения поставленной цели, построения алгоритмов их достижения, отсутствия знаний, навыков соединять кванты знаний и умений — основные причины интеллектуального бездействия людей.
© Виктор Сафронов, 2006–2017
Пользовательское соглашение | RSS | Поддержать проект | Благодарности