Е. Н. Живицкая
| ↑ | Оглавление | ||
| ← | Лабораторная работа 1, «Разработка функциональной модели для решаемой задачи» | Лабораторная работа 3, «Метод взвешивания экспертных оценок» | → | 
Освоить методы: парных сравнений, последовательных сравнений.
Все методы экспертных оценок целесообразно разбить на 2 класса:
К числу перспективных методов экспертных оценок относится метод Delfi. Он основан на тщательно разработанной процедуре последовательных индивидуальных опросов экспертов с помощью анкет. Опросы сопровождаются постоянным информированием экспертов о результатах обработки ранее полученных ответов. Экспертиза проводится в несколько туров до тех пор, пока не получают приемлемую сходимость в суждении экспертов. В качестве коллективной экспертной оценки принимается медиана окончательных ответов экспертов.
Метод Delfi непрерывно совершенствуется благодаря применению ЭВМ и использованию его в сочетании с другими методами. Новые модификации метода обеспечивают повышенную универсальность, быстроту и точность получения коллективных экспертных оценок (метод Delfi — конференция и др.).
Полученную от экспертов эвристическую информацию необходимо представить в качественной форме, которая удобна для обработки и анализа. При этом для формализации эвристической информации служат следующие типы шкал:
Приведем пример шкал для формализации эвристической информации:
| Лингвистические оценки | Бальные оценки | Шкала Е. Харрингтона | 
|---|---|---|
| Отлично | 5 | 0,8 — 1 | 
| Хорошо | 4 | 0,63 — 0,8 | 
| Удовлетворительно | 3 | 0,37 — 0,63 | 
| Плохо | 2 | 0,2 — 0,37 | 
| Очень плохо | 1 | 0 — 0,2 | 
Шкала Харрингтона имеет аналитическое описание в виде функции полезности:
y = exp[-exp(-x)], y∈[0,1],
где х — исследуемая величина в диапазоне [-6;6]
С помощью шкалы Харрингтона можно привести векторные оценки с различной размерностью к безразмерному виду.
Метод предусматривает использование эксперта, который проводит оценку целей. Z1, Z2, ...,Zn.
Согласно методу осуществляются парные сравнения целей во всех возможных сочетаниях. В каждой паре выделяется наиболее предпочтительная цель. И это предпочтение выражается с помощью оценки по какой-либо шкале. Обработка матрицы оценок позволяет найти веса целей, характеризующие их относительную важность. Одна из возможных модификаций метода состоит в следующем:
эксперт проводит оценку 4-х целей, которые связаны с решением транспортной проблемы.
Z1 — построить метрополитен
Z2 — приобрести 2-хэтажный автобус
Z3 — расширить транспортную сеть
Z4 — ввести скоростной трамвай
Составим матрицу бинарных предпочтений:
| Zi / Zj | Z1 | Z2 | Z3 | Z4 | 
|---|---|---|---|---|
| Z1 | 1 | 1 | 1 | |
| Z2 | 0 | 0 | 0 | |
| Z3 | 0 | 1 | 1 | |
| Z4 | 0 | 1 | 0 | 
Определим цену каждой цели (складываем по строкам)
C1=3; C2=0; C3=2; C4=1
Эти числа уже характеризуют важность объектов. Нормируем, т.к. этими числами не удобно пользоваться.
Исковые веса целей.
V1=3/6=0,5 ; V2=0; V3=0,17
Проверка:
Получаем следовательно порядок предпочтения целей:
Z1, Z3, Z4, Z2
cумма всех Vi=1, значит решено верно.
Белорусские авиалинии «Белавиа» получили возможность приобрести самолет Боинг 747 — встал вопрос об открытии нового чартерного рейса. Были предложены направления:
| Zi / Zj | Z1 | Z2 | Z3 | Z4 | Z5 | 
|---|---|---|---|---|---|
| Z1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
| Z2 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
| Z3 | 0 | 1 | 1 | 1 | |
| Z4 | 0 | 1 | 0 | 1 | |
| Z5 | 0 | 1 | 0 | 0 | 
Где Z1...j — направления
Определить наиболее выгодный рейс.
void main(void)
{
//Введем исходную матрицу бинарных предпочтений
for(i=1;i<5;i++) Predpochtenia[0][i]=1;
Predpochtenia[1][0]=0;
for(i=2;i<5;i++) Predpochtenia[1][i]=0;
Predpochtenia[2][0]=0;
Predpochtenia[2][1]=1;
......
//Определим цену каждой цели
int c[5];
for(i=0;i<5;i++) c[i]=0;
for(i=0;i<5;i++)
{
for(j=0;j<5;j++)
{
if(i!=j)
{
c[i]+=Predpochtenia[i][j];
}
}
}
//Определяем веса целей
int sum=0;
for(i=0;i<5;i++)
{
sum+=c[i];
}
double v[5][2];
for(i=0;i<5;i++)
{
v[i][0]=double(c[i])/double(sum);
v[i][1]=i+1;
}
//Далее надо отсортировать цели по возрастанию
for(i=0;i<5;i++)
{
for(j=1;j<5;j++)
if(v[i][0] < v[j][0] && i
{
........
}
}
Результат:
0,4 0 0,3 0,2 0,1 1 3 4 5 2
Вывод: Наиболее выгодный рейс — рейс номер 1, т.к. искомый вес целей самый большой: 0,4.
Одна из возможных модификаций метода состоит в следующем:
Эксперт проводит оценку 4-х целей, которые связаны с решением транспортной проблемы (см.2.3).
Расположим цели в виде массива и назначим предварительные оценки Z1,Z3,Z4,Z2 (я расположил это по интуиции).
Выставляем баллы:
p1=100, p3=60, p4=40, p2=10
Выполним сравнение целей и корректировку их оценок
Z1 ⇔ (Z3℘Z4)
Z1 ⇔ (Z3℘Z2)
Z1 ⇔ (Z4℘Z2)
Z3 ⇔ (Z4℘Z2)
Я считаю, что построить метрополитен лучше, чем 3 и 4, но 3+4 дают 100, поэтому корректируем оценки:
p1=125 p3=60
Запишем скорректируемые оценки и вычислим веса целей:
p1=125; p3=60; p4=40; p2=10
Vi=125/ сумма всех оценок=0,54; V3=0,25; V4=0,17; V2=0,04
сумма всех Vi должна быть равна 1.
Получаем следовательно порядок предпочтения целей: Z1,Z3,Z4,Z2
void main(void)
{
// Расположим цели в виде массива и назначим предварительные оценки
v[0][0]=100;
v[1][0]=10;
v[2][0]=75;
v[3][0]=50;
v[4][0]=25;
for(i=0;i<5;i++)
v[i][1]=i+1;
//Сортируем цели по возрастанию
for(i=0;i<5;i++)
{
for(j=1;j<5;j++)
if(v[i][0]
{
...........
}
}
//Выполним сравнение целей и корректировку их оценок
for (i=0;i<5;i++)
{
for (j=1;j<5;j++)
{
for (int c=2;c<5;c++)
if(v[i][0]<=v[j][0]+v[c][0] &&(ij))
{
v[i][0]+=30;
}
}
}
//Вычисляем веса целей
double sum=0;
for(i=0;i<5;i++)
{
sum+=v[i][0];
}
for(i=0;i<5;i++)
{
v[i][0]=double(v[i][0])/double(sum);
}
 
Результат работы программы:
0.40625 1 0.328125 3 0.15625 4 0.078125 5 0.03125 2 1
Вывод:
Наиболее выгодный рейс — рейс номер 1 в Лондон, т.к. искомые веса целей самые большие: 0.40625
Для продвижения товаров и услуг на рынке холдингу необходимо провести дополнительные рекламные мероприятия. Эксперт из отдела сбыта проводит анализ четырех вариантов решения этого вопроса :
Оценки эксперта предложенных вариантов приведены в матрице
| Zj | Z2 | Z4 | Z3 | Z1 | 
|---|---|---|---|---|
| pi | 100 | 65 | 40 | 35 | 
Где Z1...j — цели
Определить наиболее информативный способ расширения и рекламы;
В результате эффективного использования иностранных инвестиций и грамотной политики предприятие получило значительную прибыль. Руководитель и инвесторы утвердили эксперта для решения проблемы выбора объекта, которому будут выделены средства на развитие. Эксперту предложены следующие цели:
Оценки эксперта предложенных целей приведены в матрице
| Zi / Zj | Z1 | Z2 | Z3 | 
|---|---|---|---|
| Z1 | 0 | 1 | |
| Z2 | 1 | 1 | |
| Z3 | 0 | 0 | 
Где Z1....j — проекты
Определить наилучшую альтернативу
В результате успешной деятельности банка и востребования его услуг руководство стоит перед проблемой организации дальнейшего бесперебойного предоставления услуг населению, расширения, привлечения новых клиентов. Для этого эксперту поручено определить наиболее удачный вариант решения вопроса:
| Zj | Z2 | Z3 | Z1 | 
|---|---|---|---|
| pi | 100 | 75 | 30 | 
Определить наилучшую альтернативу
Из республиканского и местных бюджетов выделены средства в сферу здравоохранения эксперт проводит оценку наиболее нуждающейся и важной сферы медицины для получения субсидий.
Оценки эксперта предложенных вариантов приведены в матрице:
| Zj | Z2 | Z3 | Z4 | Z1 | 
|---|---|---|---|---|
| pi | 100 | 68 | 40 | 33 | 
Где Z1...j — цели
Определить наиболее важную цель
Компания «Проспект» хочет получить максимальную прибыль. Для этого руководство пригласило 3 экспертов, для выбора наилучшей альтернативы из предложенных:
Оценки экспертов предложенных альтернатив приведены в матрице:
| Zj | Z2 | Z3 | Z4 | Z1 | 
|---|---|---|---|---|
| pi | 100 | 72 | 41 | 31 | 
За перевыполнение плана руководство компании хочет наградить работников.
Для этого эксперту поручено определить наиболее удачный вариант решения вопроса:
Оценки эксперта предложенных целей приведены в матрице
| Zi / Zj | Z1 | Z2 | Z3 | Z4 | 
|---|---|---|---|---|
| Z1 | 1 | 1 | 1 | |
| Z2 | 0 | 0 | 0 | |
| Z3 | 0 | 1 | 1 | |
| Z4 | 0 | 1 | 0 | 
За отличную учебу родители решили поощрить своих детей. Для этого они пригласили 4 экспертов, для выбора наилучшего варианта:
Оценки экспертов предложенных вариантов приведены в матрице:
| Zi / Zj | Z1 | Z2 | Z3 | 
|---|---|---|---|
| Z1 | 1 | 1 | |
| Z2 | 0 | 0 | |
| Z3 | 0 | 1 | 
Руководство университета решило поспособствовать культурному обогащению учащихся.
Для этого руководство пригласило 3 экспертов, для выбора наилучшей альтернативы из предложенных:
Оценки экспертов предложенных вариантов приведены в матрице:
| Zi / Zj | Z1 | Z2 | Z3 | 
|---|---|---|---|
| Z1 | 1 | 1 | |
| Z2 | 0 | 1 | |
| Z3 | 0 | 0 | 
Для продвижения товаров и услуг на рынке холдингу необходимо провести дополнительные рекламные мероприятия. Эксперт из отдела сбыта проводит анализ четырех вариантов решения этого вопроса :
Определить наиболее информативный способ расширения и рекламы;
На основе отчетных данных деятельности предприятия руководство признало необходимость дополнительной рекламы товаров. Рекламный отдел предложил несколько вариантов рекламных мероприятий, различающихся как по стоимости так и по эффективности. Эксперт отдела проводит оценку предложенных целей:
Управление текстильного предприятия ОАО «Камволь» безуспешно пыталось выйти из долговой «ямы» и предприятию в будущем грозит банкротство. Признана необходимость радикальных мер для решения денежного вопроса. Выбрана группа экспертов для выбора самого лучшего варианта погашения долгов:
К 60-летию освобождения РБ предложен ряд мероприятий для ветеранов Вов и труда. Группа экспертов собрана для выбора наилучшего и наиболее необходимого нововведения.
Компания «Строим вместе» решила увеличить выпуск продукции. Для этого 4 экспертам поручено определить наиболее удачный вариант решения проблемы:
Компания устраивает рекламную акцию по поводу открытия нового магазина. Группа экспертов собрана для выбора наилучшей программы для привлечения потенциальных покупателей:
Иностранная фирма инвестировала деньги белорусскому предприятию. Руководство предприятия собрало группу экспертов для выбора наилучшего варианта:
На основе отчетных данных руководство предприятия признало необходимость дополнительной рекламы товаров.
Эксперт рекламного отдела проводит оценку предложенных вариантов:
| ↑ | Оглавление | ||
| ← | Лабораторная работа 1, «Разработка функциональной модели для решаемой задачи» | Лабораторная работа 3, «Метод взвешивания экспертных оценок» | → | 
© Виктор Сафронов, 2006–2017
Пользовательское соглашение | RSS | Поддержать проект | Благодарности